Цель: повышение психологической компетентности педагогов, формирование у них потребности использовать теоретические знания в интересах ребенка и собственного профессионального роста по данной теме
Задачи: способствовать концентрации внимания педагогов на проблеме использования развивающих игр в процессе обучения дошкольников, повышению эффективности педагогического процесса.
План проведения семинара – практикума
- Вступительное слово
- Теоретическая часть:
- 1.Дискуссия.
- 2. Игра, классификация игр.
- 3. Просмотр презентации.
- Практическая часть
- Подведение итогов
Ход семинара-практикума:
1. Вступительное слово (2 минуты)
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада видеть вас! Тема сегодняшнего семинара — практикума «Роль развивающих игр в обучении ребенка — дошкольника»
Хочу начать свой семинар — практикум с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка — дошкольника?» (Ответы коллег)
Конечно же, это игра. Известно, что игра — это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребёнком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несёт в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определённые положительные чувства играющих детей.
Некоторые современные исследователи высказывают точку зрения, согласно которой игра перестала быть ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, уступив это место познавательным видам деятельности, таким как конструирование, чтение, настольные игры, обсуждение книг, теле- или радиопередач и т.д. Возможно, это происходит потому, что в нашу жизнь активно вторглись современные средства массовой информации (телефон, телевидение, компьютер и интернет), изменившие способы получения нами информации и структуру нашего общения. Но дети и сегодня любят играть, и никакие новомодные игрушки и гаджеты не заменят им живого общения. Игра, как средство, обладающее мощным воспитательным, обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом, прошла длительную проверку временем и основательно анализировалась в течение ряда веков.
2. Теоретическая часть:"Дискуссия о взаимосвязи игры и обучения детей дошкольного возраста" (10 минут).
А сейчас предлагаю немного подискуссировать.
Дискуссия о взаимосвязи игры и обучения детей дошкольного возраста. (Материал для размышления и обсуждения: на столе перед воспитателями лежит лист с цитатами, дается определенное время, чтобы ознакомиться с цитатами).
Задание: напишите, с чем вы согласны, с чем нет. Что бы вы добавили о сегодняшнем положении обучения и игры в ДОУ?
Цитаты:
1. — Итак, счисление, и геометрию, и все подготовительные науки… следует предлагать детям, но способ преподавания не должен быть насильственным.
- Почему?
- Потому что ни одну науку свободный человек не должен изучать, как раб. Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остается прочно.
- Правда.
-Поэтому не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен.
Платон. «Государство». Книга VII.
2. «Каждая добрая целенаправленная игра наращивает «крылья» ребенка, помогает ему, как птице, набрать полную грудь воздуха, без которого полет не состоится». «Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего поколения». А. Дистервег
3. «Игра, понимаемая как свободная деятельность ребенка, свободна от внешней регламентации, от предписания определенных игровых действий и положений, игры, но она обусловлена отражаемой в ней общественной практикой». А. П. Усова
Выводы. Если в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребенка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими: учебная деятельность берет свои истоки из игры, и они взаимно переходят друг в друга. Поэтому обучение в детском саду сегодня приобретает игровой характер, а игра наполняется обучающими моментами. Использование игр в обучении дошкольников повышает его эффективность. Так как игра:
- создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала
- непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка
- стимулирует к поиску творческих решений.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам несколько интересных вопросов!
- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)
-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)
-Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. Это приемы логического мышления.
- Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов (если затрудняются с ответом задать вопрос: «Зачем нужна логика нам, взрослым?»).
- Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда.
- Развивает внимание.
- Учит мыслить ясно и четко.
- И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Исходя из всего вышесказанного и Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором выделены основные направления развития ребенка: самостоятельность, инициативность, творчество. Нам как педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию у них психических процессов, в частности логического и образного мышления.
Предлагаю вашему вниманию презентацию (Презентация)
2. 2.Игра, классификация игр.
Есть несколько классификаций игр, предлагаю Вашему вниманию одну из них:
– игры, возникающие по инициативе ребёнка, – самодеятельные игры;
– игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с обра-зовательной и воспитательной целью;
– игры, идущие от исторически сложившихся традиций – этноса- народные игры, которые могут возникать по инициативе взрослого.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен ви-дами и подвидами.
Так, в состав первого класса входят:
игра-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры, игры сюжетно-образовательные.
Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.
Второй класс игр включает игры обучающие и развивающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные.
Развивающие игры. Структура развивающей игры.
Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.
Развивающая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Таким образом, развивающая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. В дошкольном возрасте особое значение уделяется развитию познавательных способностей детей.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Когда я думала над своей темой по самообразованию, то руководствовалась следующими принципами:
- детям должно быть интересно и увлекательно
- эти знания должны пригодиться моим воспитанникам в школе
- приобретения игр и пособий не потребует особых материальных затрат
И пришла к решению, что буду стараться развивать у маленьких "почемучек"
логическое мышление, внимание, память. Подготовила с этой целью ряд игр развивающего характера. В развивающие игры можно играть как с атрибутами,
так и без них, в словесные игры, просто посадив детей на стульчики.
Представляю их вашему вниманию, но я уверена, что многие игры вы знаете и используете в работе:
Сложи узор.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, — и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы).
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.
Сложи квадрат.
Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей. Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры.
3. Практическая часть
Для начала предлагаю вам выполнить ряд кинезиологических упражнений для активации полушарий головного мозга.
Кинезиологические упражнения
3. 1.Упражнение "Ухо — нос"
Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
3. 2.Игры для педагогов:
- Презентация "Умных карточек"
Теперь вы готовы к интеллектуальной разминке.
3. 3.Задание: «Вопросы-шутки»
а. Сколько надо букв «Г», чтобы получилась большая куча сена? (СТОГ)
б. Какой самый короткий месяц в году? (МАЙ)
в. Когда человек стоит на часах? (КОГДА ОН ЧАСОВОЙ)
г. Несла баба в корзине на базар десять яиц, а дно упало, сколько яиц осталось? (НИ ОДНОГО, ВЕДЬ ДНО У КОРЗИНЫ УПАЛО)
д. Почему, когда хочешь спать, идешь к кровати? (ПО ПОЛУ)
е. Какое число не изменяется от его переворачивания? (ВОСЕМЬ)
ё. Что после трех лет будет с овцой? (ПОЙДЕТ ЧЕТВЕРНЫЙ ГОД)
ж. На что похожа вторая половина яблока? (НА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ)
з. В каком слове стоит столько же цифр, сколько букв (СТО)
к. Как из трех палочек сделать четыре, не ломая их? (СЛОЖИТЬ ЦИФРУ ЧЕТЫРЕ)
Игра "Выполни движения"
Цель – развитие внимания.
Инструкция: Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного — подпрыгни, если услышишь название птицы — взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.
Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.
Игра "Сравни предметы"
Цель – развитие внимания, мышления.
Инструкция: Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.
- сапоги и носки
- пианино и скрипка
- чайник и тарелка
- яблоко и мяч
- девочка и кукла
- часы и термометр
- доска и стекло
3. 4.Как известно, игра – это способ познания мира и своего места в этом мире. Сегодня я хочу предложить вам поиграть в игру «Ассоциации.» У каждого из вас есть цветок который понадобится нам для игры. Вам нужно продолжить фразу и записать ее на одном из лепестков.
Если педагог — это цвет, то какой?
- Объясните свой выбор (почему вы так считаете)
(психолог записывает расшифровку их выбора – качества)
Если педагог – это настроение, то какое?
Если педагог – это праздник, то какой?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто? Если время года, то какое? Если педагог – это фильм, то название этого фильма …
Если педагог – песня, то какая?
Если педагог – это танец, то какой?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это книга, то это…
Если педагог – это дерево, то какое?
Если педагог – это напиток, то какой?
Если педагог – это фрукт, то какой?
Если педагог – это транспорт, то какой?
Ечли педагог- «водная стихия, то какая?
В результате игры у нас получился вот такой портрет педагога! (Читаю записи на своем цветке)
4. На этой ноте я закончу свой семинар- практикум, очень надеюсь, что информация была полезной для вас.
|