Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?

Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?

Автор статьи: педагог-психолог МАДОУ д/с «Сказка» г.о. Котельники Зерцова Юлия Николаевна

Не для кого сейчас не секрет, что с каждым годом мы — специалисты, встречаемся в работе со сложными детьми: выраженными коммуникативными трудностями, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, аутистическими особенностями, задержкой психического, речевого и моторного развития, алалией и другими нарушениями.

И все чаще задаем себе вопрос: в чем же дело? Особенности ли это детей поколения Z и Альфа или причина все-таки в другом? Давайте попробуем объективно посмотреть на ситуацию в целом и поискать первопричины.

Начнем, пожалуй, с самого появления ребенка в организме матери. Если мама живет в месте, где безопасная экологическая обстановка, питается правильными продуктами, не имеет «вредных» привычек, соблюдает режим физической активности и эмоциональной нагрузки, то ребенок вынашивается и формируется в идеальных условиях. Но возможно ли соблюсти все эти пункты в условиях большого города? Очень сложно: городской шум, стресс, выхлопы, мамы вынуждены работать до «последнего», отказаться от «вредных» привычек порой сложнее, чем привить новые. Все это никак не оправдывает современных женщин и не заставляет отказываться от идеи материнства, все это заставляет нас, специалистов, искать потом объяснения на частые родительские вопросы: «А почему мой ребенок не слышит моих просьб?», «Он совсем не хочет читать!», «Пишет как курица лапой», «Не умеет сам ходить в туалет и пользоваться ложкой!», и т.д. Кроме того, медицина сейчас настолько шагнула вперед, что уже не удивляешься, как можно выходить 6-7 месячного малыша. Раньше вынашивание таких детей было невозможно – и это был естественный отбор. Сейчас эти дети живут, но у них наблюдается врожденная гипоксия и ослабленное здоровье, и как следствие проблемы с нейродинамикой, которые влекут за собой трудности в детском саду, а потом и в школе. Родовые травмы, гипоксия, асфиксия, преждевременные роды – все это микротравматизация головного мозга.

 

Что дальше? Некоторые мамы выходят на работу, едва малышу исполнится 2 месяца, объясняя это исчезновением молока. И считают, что если лактация закончилась, то мама особо ребенку не нужна, доверяя воспитание няням и бабушкам. С точки зрения нейропсихолога это решение — катастрофическая ошибка, если оно не продиктовано суровыми жизненными условиями. Ребенку до трех лет для формирования правильного психического здоровья нужна мама! Тактильный контакт влияет на формирование у ребенка представления о собственном теле, закладывает эмоциональный интеллект и психологическую устойчивость к стрессам.

Есть другая крайность: мамы, которые очень увлеклись материнством и особенно ранним развитием своего малыша! Уже с пеленок начинают «пичкать» его всевозможными новинками индустрии раннего развития и опробовать на нем различные методики обучения.

Период с 0 до 1,5 лет — это период сенситивного развития, когда ребенок должен чувствовать мир наощупь: кусать, грызть, бить, трогать, щупать, гладить все, что попадается ему на пути. Слушать различные мелодии, шумы, научаться различать голоса животных. Так он исследует мир. Так его мозг формирует первые представления о жизни вокруг. Так формируется правое полушарие мозга, которое впоследствии передаст «бразды правления» левому и поможет «запустить» такую высшую психическую функцию как речь.

В это время развиваются предпосылки к крупной моторике: ребенок учится держать головку, переворачиваться, вставать на четвереньки, ползать, делать первые шаги, а это не что иное как изучение пространства. А пространственные функции – это предпосылки к началу формирования математических навыков. Что важно в этом периоде? Главное – это обеспечение физиологических потребностей: здоровый сон и аппетит, прогулки, телесный контакт и общение с мамой.

Возраст от 1,5 до 3 лет – это период яркого восприятия речи, пополнение словарного запаса, развитие крупной и мелкой моторики. Развиваются системы чувственного познания, укрепляется психомоторная сфера. В этот период важно адекватно обеспечить самостоятельное передвижение и помочь сформировать гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

В возрасте от 3 до 4 лет у ребенка развивается уже осознанная речь и понимание собственной мысли. Именно поэтому так важно читать ребенку сказки, интересоваться жизнью ребенка в детском саду, проговаривая все ситуации, иногда по несколько раз на дню, тем самым помогая ребенку овладеть новыми функциями и перейти на следующий этап развития. Для развития крупной моторики подходят игры с мячом, спортивные и любые подвижные игры. Мелкую моторику прекрасно совершенствуют лепка, рисование, конструирование, изготовление поделок из природных материалов. В этом возрасте активно развиваются ассоциативные зоны коры головного мозга, от которых зависит освоение основ грамматических конструкций, а значит активной фразовой речи, пересказа и чтения.

Период от 4 до 5 лет знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие. Начинают созревать премоторные отделы головного мозга, которые отвечают за двигательные навыки, а это — основа серийных действий чтения и письма. Некоторые родители уже в таком раннем возрасте начинают готовить ребенка к школе! Что происходит? В этот период активно развивается и доминирует правое полушарие, а родители начинают нагружать левое — учат ребенка писать, читать, сидеть неподвижно за партой. И в результате в 4-5 лет ребенок может читать, но не умеет владеть мячом, вылепить мелкую фигурку или же пользоваться ножницами. Идет неравномерное развитие высших психических функций. Нельзя развивать интеллект в ущерб физическому развитию, поскольку без физического развития не развивается гармонично интеллект! Без развития крупной моторики не развивается мелкая, без развития восприятия не развивается речь. Развитие ребенка должно быть гармоничным и последовательным.

А вот наиболее благоприятным периодом для перехода к чтению и письму считается возраст 5-6 лет. Но при этом надо помнить, что игровая деятельность является в дошкольном периоде ведущей! Поэтому знакомство с цифрами и буквами должно проходить исключительно в игровой форме, поскольку трудности в обучении в более позднем возрасте, помимо прочих причин, могут быть обусловлены недостаточностью игрового этапа. Дайте возможность детям играть! Детство – это единственный и неповторимый период в жизни каждого человека, когда в игре закладываются все предпосылки для развития высших психических функция в естественной среде для ребенка. Раньше, когда была так называемая «дворовая субкультура» и дети свободно играли в дворовые игры ( «салки», «казаки-разбойники», «чехарда», «лапта», «вышибалы», «резиночки» и другие), незаметно для них самих происходила самокоррекция возможной дефицитарности за счет активного физического и моторного развития. В наше время дети гуляют либо под присмотром родителей, либо не гуляют вообще. Надо отметить, что в этом возрасте важное значение имеет адекватная сепарация от родителей – нужно постепенно «отпускать» ребенка от себя. При этом обеспечивая познавательное развитие, двигательную активность и понимание границ общения и поведения. Это можем сделать только мы – родители!

Следующий период онтогенеза – это 7-12 лет, когда языковые способности вторично достигают пика, а развитие памяти и внимания, а также формирование навыков самоконтроля являются важным моментом в развитии ребенка. Но надо понимать, что в наше время изменился ведущий канал восприятия. Если раньше 3 канала (аудиальный, визуальный и кинестетический) были развиты равномерно: дети слушали радио, наблюдали за природой, играли во дворе используя подручный материал, играли в дворовые игры, лазали по деревьям, помогали родителям по дому, ходили сами в магазин за хлебом. То сейчас доминирующим каналом восприятия стал визуальный: телефоны, телевизоры, электронные смарт-доски в школах! Сейчас технический прогресс настолько плотно вошел в нашу жизнь, что у детей почти и не осталось обязанностей: посуду моет посудомоечная машина, квартиру пылесосит робот-пылесос, еду можно заказать уже готовой. Безусловно, в техническом прогрессе есть свои плюсы, например, освободилась масса времени для других дел, но наши дети просто не знают, как быть с этим временем и просиживают его в гаджетах. И это тоже вполне объяснимо — идет восполнение дефицита общения со сверстниками. Не у каждого ребенка есть возможность выбежать во двор и поиграть с друзьями, в основном сегодняшние родители выбирают школу не по территориальному признаку. Уменьшение двигательной активности неизбежно приводит к увеличению количества детей с избыточной массой тела, а это ведет к росту хронических соматических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Крайне редко сейчас увидишь ребенка, которому действительно интересно читать! И учителя, и родители удивляются, жалуются, что дети плохо и неохотно берут в руки книги. Чтение – это сложный психический процесс: недостаточно просто видеть букву, мозг должен ее должен распознать и соотнести со звуковой фонемой, а потом еще и верно расшифровать звуко-буквенную информацию. Конечно же, у мало читающего ребенка будут и проблемы с письменной речью. Так действительно ли ребенок не хочет читать? Нет, его мозг физиологически не способен справится с таким потоком информации, потому что в период развития ребенка были определенные «пробелы», которые и привели к определенной дефицитарности некоторых отделов головного мозга. Определить, какие отделы нуждаются в помощи, и скорректировать эту функциональную недостаточность поможет грамотный нейропсихолог. Но иногда необходим комплексный подход нескольких специалистов: невролога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога, остеопата и др. И решать эти проблемы нужно как можно раньше в дошкольном возрасте!

Психологи отмечают, что сегодня подростки ориентированы прежде всего на себя и скорое удовлетворение своих желаний. Мы часто слышим такую ершистую фразу: «Я никому ничего не должен!» И можно бесконечно спорить о корректности этой фразы, но мы, как нейропсихологи, понимаем, что это не только подчеркивание индивидуальности и дистанцирование от общества, не просто формирование эгоизма как черты характера, а недостаточность волевого компонента и регуляторной функции. Сидячий образ жизни, моторная неловкость, снижение общего тонуса, вялость и апатия, избегание общения у сегодняшних подростков приводят к росту психологических проблем и, как следствие, к стойким трудностям в усвоении учебной программы, а далее и учебе в институте или проблемам с устройством на работу, созданием семьи и т.д.

Вот мы и рассмотрели достаточно подробно причины, которые могут приводить к определенным трудностям у ребенка в детском саду и школе. Казалось бы, ну какая разница, ползал ребенок в раннем детстве или нет, а с точки зрения физиологии пробел в этом периоде развития привел к тому, что ребенок банально не может научится, например, беглому чтению.

«Что же делать?» — спрашивают специалистов родители. Природу так просто не обманешь! И если знать причины неуспешности ребенка, можно – и нужно! – помочь ему справиться с этой ситуацией. На что важно обратить внимание в этой связи?

  1. Режимные моменты. Они обязательно должны быть соблюдены в каждый период рождения ребенка от рождения и до средних классов школы. Поскольку только в «рамках» ребенок чувствует себя защищенным, знает последовательность действий, чувствует уверенность в завтрашнем дне. Сон ребенка должен соответствовать возрастным нормам, и это не просто рекомендация — это физиологическая необходимость для восстановления работы мозга. Делать уроки с уставшим ребенком поздно вечером категорически нельзя! Это следствие неправильного тайминга. И вы – родитель – должны спланировать день ребенка, выстроить его с учетом его пожеланий и ваших требований. И вы же первое время должны этот режим контролировать. Со временем вы отпускаете контроль, в то время как эта функция постепенно автоматизируется у ребенка! Перекладывать ответственность на ребенка за невыполненные задания в первое время учебы (1-2 класс) нельзя. Расписание – самый эффективный способ на пути выстраивания самоконтроля у ребенка.
  2. Физическая активность. И это не просто рекомендация, это необходимость. Спорт должен присутствовать в жизни ребенка с рождения (плавание, игры с мячом, борьба, танцы, дворовые игры и т.п.) Не заменяйте физическую активность на свежем воздухе интеллектуальной деятельностью! Без физического развития не может быть развития интеллекта. Спорт формирует выносливость, произвольность, тренирует вестибулярный аппарат, активизирует нейродинамику, т.е. общий тонус.
  3. Не лишайте ребенка обязанностей. У детей обязательно должны быть посильные ежедневные домашние обязанности, которые как раз закрепляются в расписании. Помощь по дому, уход за домашними питомцами, содержание в чистоте своего рабочего места, книжного и платяного шкафов. Помните: если навык не сформирован в доподростковый период, потом сформировать его будет крайне сложно! И не старайтесь оправдать свое бездействие учебой и занятостью ребенка, поверьте – ваша гиперопека нужна только вам. Правило зоны ближайшего развития: «смотри, как Я»«давай ВМЕСТЕ!»«делай САМ»
  4. Общение со сверстниками. Немаловажную роль играет общение детей с друзьями, особенно в современном мире, когда понятие «социальный аутизм» знакомо практически каждому. Традиция ходить в гости на «живое» общение заменяют сейчас скайп-технологии, чаты и прочее. Необходимость в общении с друзьями подсаживает ребенка на гаджеты и соц. сети, мы уже разбирали этот вопрос. Но все же не давайте исчезнуть этой приятной традиции — ходить в гости! Никакие технологии не заменят теплого искреннего общения за чашкой чая с пирогом и настольными играми!
  5. Выстраивайте четкий график работы и игр ребенка с гаджетами. Полностью отказаться от новых технологий в с-овременном мире уже, наверное, не получится, если только не уехать на необитаемый остров. Но вот четко дозировать и регламентировать их использование можно и даже нужно, особенно детям.
  6. Замена копьютерных игр настольными. Будьте другом своему ребенку, устаивайте семейные вечера, приглашайте гостей, играйте в настольные игры, тем более сейчас их огромный выбор. Играя в настольные игры, ребенок учится соблюдать правила, концентрироваться развивает усидчивость и умение проигрывать.
  7. Общение с семьей. Замечали ли вы, сколько времени проводите со своими детьми? Работа, детский сад, школа, дом. В выходные тоже нужно многое успеть: съездить в магазин, позаниматься домашними делами. И мы постоянно куда-то торопимся, а ведь дети растут так быстро! Общение с другими членами семьи тоже происходит редко, бабушки и дедушки живут далеко. Но ведь ребенку так важно внимание в своем семейном кругу! Именно на семейных праздниках, торжествах, да и просто на встречах с родственниками происходит становление социального интеллекта. Множество лиц и характеров, с которыми сталкивается малыш, формирует его умение общаться, что закладывает его успешность общения с другими людьми в будущем. Будьте вместе с детьми, проводите с ними время, искренне интересуйтесь их делами и — тогда воспитание ребенка не будет казаться вам обязанностью, это будет ваша насыщенная, яркая и интересная жизнь ВМЕСТЕ с ребенком!
Просмотров: 277
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Великоборец Ольга Владимировна, Скворцова Любовь Николаевна. Презентация: 'Особенности развития тактильного восприятия у детей в домах ребенка'
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Шайкина Екатерина Игоревна. «Игровой метод в период адаптации – залог здоровья ребенка»
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь