Проблема заикания — одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. А в настоящее время стоит особенно остро.
Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.
По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (С. В. Меньшикова, 1999; В.И. Селивёрстов, 2000). Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 (Л. М. Белякова, Е.А Дьякова, 1998).
Причины заикания бывают двух видов: предрасполагающие и производящие. На них оказывают большое влияние неблагоприятные условия. Это физическая ослабленность детей, возрастные особенности деятельности мозга ребёнка, ускоренное развитие речи, недостаточность положительных эмоциональных контактов, и недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребёнка (Е. Л. Пеллингер, Л.П. Успенская, 1995).
Возникая, в период развития ребёнка в возрасте от двух до шести лет, заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет лёгкую форму. Но лёгкое вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребёнка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст.
Целью коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста является — устранение (ослабление) заикания.
Задачами обучения детей с заиканием являются:
Нормализация общего и речевого поведения детей с учётом возрастных и психофизиологических особенностей
Формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
Коррекция заикания предполагает комплексное лечебно-педагогическое воздействие, в которое входят медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия.
Одним из основных этапов коррекционной работы является диагностический этап, который включает в себя обследование ребёнка и наблюдение за ним. В ходе которого, невролог и логопед определяют вид заикания, его форму, степень и течение.
Преодоление заикания — тяжёлая задача, поэтому в работе по данной проблеме всегда встречаются большие трудности. В таких случаях необходима не только медицинская и специальная педагогическая помощь, но и активная помощь родителей и самих детей.
Вся коррекционно-развивающая работа с детьми строится поэтапно в соответствии с общими дидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей. Она носит комплексный характер, который подразумевает два аспекта:
- лечебно-оздоровительный (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение под руководством педиатра, невролога, физиотерапевта и психотерапевта)
- коррекционно-воспитательный (это комплексная работа логопеда, воспитателей, психолога, специалистов по музыке, хореографии, физкультуре).
Коррекционная работа строится и проводится поэтапно с соблюдением следующих условий:
- Систематичность занятий
- Разнообразие видов работ
- Последовательность обучения, то есть последовательный переход от этапа к этапу с соблюдением речевых режимов. В своей работе мы организуем следующие режимы:
Это режим молчания, в течение которого дети отдыхают от своей судорожной речи, снимают нервное напряжение.
Режим шёпотной речи, в течение которого продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления.
Во время режима сопряжённой речи детьми усваиваются просодические компоненты речи, а также проводится работа над плавностью слов и коротких фраз
На этапе отражённой речи проводится работа по обучению и воспитанию детей общению в игровых ситуациях и произвольному поведению в играх
Во время режима вопросно-ответной речи дети учатся задавать и отвечать на вопросы, обучаются умению вести диалог.
Во время этапа воспитания самостоятельной речи дети пользуются правильной, плавной, связной и слитной речью. А все специалисты могут наблюдать за детьми, отмечая степень самоконтроля самого ребёнка.
Включение различных режимов речи в коррекционно-развивающую работу с заикающимися детьми даёт применение комплекса различных приёмов всеми специалистами сада: психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, хореографа и специалист по театральной деятельности.
Комплекс включает в себя:
- регуляцию эмоционального состояния, которая включает в себя развитие мимических мышц и релаксационную работу, связанную с нормализацией мышечного состояния
-релаксационные сеансы под музыкальное сопровождение, занятия в сенсорной комнате, арттерапия под руководством психолога.
- это обучение детей диафрагмальному и речевому дыханию
- развитие чувства темпа и ритма, речедвигательной координации
- развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики на занятиях по логопедической ритмике
- формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
- развитие просодической стороны речи, фонетико-фонематических процессов, звукопроизношения, связной речи
-развитие планирующей функции речи на логопедических занятиях.
Огромную работу проводят воспитатели группы. Они осуществляют контроль за поведением и речью детей, за их эмоциональным состоянием. Оказывают помощь в организации режима ограничения речи. Подбирают и проводят различные игры и игровые упражнения. Совместно с детьми участвуют в различных городских, областных и международных конкурсах, где дети становятся лауреатами и победителями.
Проведённая комплексная коррекционно-развивающая работа на протяжении последних нескольких лет даёт нам возможность проследить значительную положительную динамику ослабления заикания у детей
Итак, продуманный режим дня, регулярное питание и сон, правильное обращение взрослых с ребёнком, здоровая семейная обстановка, серьёзное отношение родителей к коррекционному процессу обучения приводят к положительным результатам в устранение и ослабления заикания у детей дошкольного возраста.
Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребёнка важно помнить о дифференцированном подходе в развитии, воспитании личности и речи детей.
Тщательно проведённая предупредительная и коррекционно-развивающая работа в дошкольном возрасте, построенная на разностороннем учёте факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить количество заикающихся школьников, подростков и взрослых людей.
|