Татьяна Моторина. Методы и приёмы, оптимизирующие коррекционную работу по преодолению заикания

Методы и приёмы, оптимизирующие коррекционную работу по преодолению заикания. 

Методы и приёмы, оптимизирующие коррекционную работу по преодолению заикания.
Учитель-логопед Моторина Т.Г. НОУ «Средняя общеобразовательная школа «Обнинский колледж» г. Обнинска
Заикание относится к наиболее тяжёлым речевым расстройствам, распространённость которого в последнее время значительно возросла. Актуальность и социальная значимость этой проблемы чрезвычайно высоки. Это речевое нарушение мешает полному раскрытию личности, формированию нормальных взаимоотношений с окружающей социальной средой, ограничивает возможность выбора профессии, затрудняет выполнение профессиональных обязанностей.
 Большинство специалистов медицинского и педагогического профиля на современном этапе рассматривают его в структуре неврозов, при которых нарушена деятельность различных функциональных систем.

Скачать конспект

То есть, у заикающихся нарушена не только речь как основное средство коммуникации, но имеются существенные отклонения в деятельности вегетативной нервной системы, психо-эмоциональной сферы, патологические изменения личности или специфические характерологические особенности, а также снижение общей адаптации организма. Следовательно, устранять заикание необходимо в рамках тесного медико-педагогического сотрудничества, так как изолированные воздействия (медикаментозная терапия, психотерапия, логопедические занятия) позволяют получить локальный эффект, а не полную реабилитацию заикающихся. Так, при устранении дефекта речи вне зоны влияния остаются личность заикающегося, его эмоционально-волевая сфера, состояние вегетативной нервной системы.
Одним из методов реабилитации заикающихся, не оказывающегося побочного отрицательного влияния на организм, является рефлексотерапия. Механизм действия рефлексотерапии таков, что она стимулирует деятельность нервной системы, регулируя динамику основных нервных процессов. Под ее действием возникают сложные рефлекторные реакции, уравновешивающие процессы возбуждения и торможения. Вследствие чего повышаются адаптивные и компенсаторные возможности организма. Рефлексотерапия оказывает многопараметричное действие на функциональное состояние организма – регулирующее, стимулирующее и нормализующее.
Для регулирования деятельности вегетативной нервной системы, поддерживания в норме общего состояния организма и нормализации тонуса мышц, в том числе артикуляционного и дыхательного отделов в системе реабилитации применяется точечный массаж, одним из существенных преимуществ которого является возможность его проведения самими заикающимися. Пальцевым надавливанием на определенные точки можно дозировано, избирательно и направленно влиять на функции различных органов и систем. Точечный массаж показан как взрослым, так и детям.

Упражнение 1.
 Массаж мизинцев рук (поглаживание и растирание. Заикающиеся выполняют его самостоятельно). На мизинцах находится несколько биологически активных точек (Б.А.Т.), стимуляция которых укрепляет тонус сосудов, успокаивает работу сердца, активизирует эндокринную систему; в результате человек реагирует на мелкие стрессы более спокойно и сдержанно.
Упражнение особенно рекомендуется лицам, страдающим невротической формой заикания.


Упражнение 2.
 Большим пальцем надавливайте на точку, расположенную прямо в середине ладони противоположной руки. При нажатии делайте выдох, при расслаблении – вдох. Старайтесь выполнять это упражнение спокойно, не торопясь. Дыхание диафрагмальное. Для каждой руки – по 5 нажатий.

Упражнение 3.
Выполняется с закрытыми глазами. Со спокойным глубоким выдохом, не торопясь, сожмите пальцы в кулак, загнув вовнутрь большой палец. Затем, ослабив усилие, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Это достаточно мощное упражнение, его можно выполнять перед началом любого ответственного мероприятия, а также перед тем, как запоминать какую-либо информацию.

Для иллюстрации действия метода рефлексотерапии можно привести следующий пример.
Костя Г., возраст – 7 лет, первоклассник..
Жалобы матери при обращении – заикание, повышенная впечатлительность, ухудшение сна, избегание некоторых социально-личностных контактов, раздражительность.
Анамнестические сведения: раннее моторное и речевое развитие (отдельные слова – к 11 месяцам, фразовая речь – с 18 месяцев, словарный запас быстро пополнялся). В 2 г. 3 мес. после бытовой психической травмы стал сильно заикаться, однако через месяц речь практически полностью восстановилась, отмечались отдельные запинки судорожного характера. С началом учебной деятельности заикание начало резко прогрессировать.
Диагноз: невротическая форма заикания.
Во время логопедических занятий применялся метод рефлексотерапии: рекомендуемые упражнения мальчик делал и дома. С первых же дней применения метода отмечались улучшения сна, аппетита, снижение раздражительности. Костя стал уравновешеннее, спокойнее реагировать на стрессовые ситуации. Значительное улучшение речи, запинки в небольшом количестве, возникают не постоянно, а ситуативно. Рекомендовано дальнейшее применение метода рефлексотерапии и продолжение логопедических занятий.
Регулярно выполняя упражнения 2 и 3, заикающиеся устраняют и предупреждают чрезмерное нервное напряжение, связанное, в частности, со страхом речевого общения. Когда человек вынужден четко формулировать свои мысли, для него важно достигнуть концентрации внимания и вернуть себе душевное спокойствие; на это и «работают» данные упражнения.
Рекомендуется выполнять лицам, страдающим как невротической, так и неврозоподобной формами заикания.
Применяя данные упражнения при работе с заикающимися в течение последних 15 лет, можно с уверенностью сказать, что положительная динамика наблюдается в каждом случае, и улучшение общего состояния наступает довольно быстро.

Известно, что для коррекции неврозоподобной формы заикания требуется развитие тормозных контролирующих механизмов психической деятельности (внимание, память, мышление и прочее). Упражнения 4, 5, 6, 7 служат для улучшения памяти и повышения внимания, активизируют умственные способности, развивают мышление.

Упражнение 4 (улучшает память).
Сначала складывают вместе большой и указательный пальцы и прижимают друг к другу, выгибая их. То же выполняют большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем, для каждой руки по 20 раз.
Затем кончиком большого пальца по 20 раз надавливают на основание каждого пальца с наружной стороны.
Упражнение выполняется как правой, так и левой рукой.

Упражнение 5 (для повышения концентрации внимания).
Сожмите одну руку в кулак, ладонь второй руки выпрямите, пальцы сложите вместе. Средний и безымянный пальцы распрямленной ладони подведите к основанию мизинца руки, сжатой в кулак, и быстрым движением поменяйте положение рук. Делайте это упражнение 20 раз. При смене рук энергично выдыхайте через рот.


Упражнение 6 (универсальное)
Упражнение помогает снять любое эмоциональное напряжение, включаю депрессию, тревогу, печаль и меланхолию. Кроме того, значительно улучшает мышление и память, а также раскрывает многие потенциальные возможности человека. Улучшает сон, нормализует артериальное давление.
Выполняется процедура очень просто, ведь выполнять её можно даже одной рукой. Достаточно указательным пальцем коснуться подушечки большого пальца, а незадействованные три пальца просто оставить выпрямленными, но ни в коем случае не напряжёнными.
 
Упражнение 7 (Активизация умственных способностей, развитие мышления).

Стимулирует жизненно важные для жизни центры, способствующие развитию мышления, активизирующие умственную деятельность. Помогает избавиться от сумбурных мыслей и сосредоточиться ( что необходимо для детей во время планирования речевого высказывания - ведь для заикающегося особенно важно чётко представлять себе, что именно и в каких выражениях он сейчас будет говорить). Упражнение ранее применялось в восточной медицине при нарушении мозгового кровообращения и склерозе сосудов головного мозга, так что в нашем случае является особенно эффективным.

Методика исполнения: сердечный (безымянный) палец правой руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же руки. Аналогично складывают пальцы левой руки. Оставшиеся пальцы свободно расставлены.
 
Особенно рекомендуется лицам с превалированием неврозоподобной формы заикания.


Упражнение 8.
Показания: ухудшение психофизического состояния организма, состояние психической слабости, стресса. Выполнение этого упражнения улучшает объективную оценку собственной личности, доверие к себе, наделяет нас умением проявлять силу воли и позитивный настрой, помогает принимать верные решения, а также осуществляет защиту от рассеивающих внимание и отвлекающих внешних  воздействий. (Лечебный эффект направлен на вегетативную, эндокринную и лимфатическую системы).

Методика исполнения: безымянный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками.


Данные упражнения помогают одним детям снять напряжение (в том числе и мышечное), другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Практика показывает, что в с помощью упражнений 2 и 3 (которые занимают совсем немного времени) можно в большинстве случаев успешно заменять целый комплекс релаксационных упражнений, которые выполняются по контрасту с напряжением.
Следует отметить, что в последние годы на логопункт попадают  дети, как правило, со смешаной формой заикания- т. е. деление на «невротическую» и «неврозоподобную» формы становится довольно условным.  Поэтому комплекс упражнений, приведённый в данной статье, можно рекомендовать практически всем заикающимся детям.
Как же можно успеть проделать все эти упражнения? Ведь время логопедического занятия ограничено. Возможен такой вариант: упражнения 2 и 3 выполняются отдельно, упр. 1 рекомендовано в виде физкультминутки, во время которой ребёнок встаёт со стула и ходит по логопедическому кабинету (логопед в это время может делать запись в тетради ребёнка). Упражнения 4 и 5 рекомендуются только рассеянным детям, у которых страдает память и концентрация внимания, а 6 , 7 и 8 могут выполняться во время речевых высказываний детей, тренинга по голосоведению( пропевания цепочки гласных и слогов), контроля за диафрагмальным дыханием ребёнка.
Применяемый метод комплексного воздействия с использованием рефлексотерапии физиологичен, адекватен, обладает вегетотропным, седативным, эмоциотропным действием, повышает защитные реакции организма и уровень социальной адаптации, способствует нормализации речи заикающихся. Оказывая регулирующее влияние на вегетативную нервную систему, психоэмоциональную сферу, функцию речевого дыхания и мышечный тонус, рефлексотерапия позволяет создать у заикающихся благоприятный фон для работы по формированию речи, свободной от заикания. Метод перспективен для его дальнейшей углублённой разработки.




Библиографический список.
1.Белякова, Л. И. Заикание: учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности логопедия /Л.И. Белякова.-М: Просвещение, 1998.-304с.
2. Блыскина, И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей: Логопедический массаж/ И. В. Блыскина.- СПб.: Детство-пресс 2006.- 112с.
3.Мещерская, Л. Н. Реабилитация заикающихся детей и взрослых с использованием метода рефлексотерапии / Л. Н. Мещерская.- М. Прометей, 1992.- 146 с.
4. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике Сост. Поваляева М. А.  /М. А. Поваляева.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006-349с.
5.Санри, Т. Японский пальцевый массаж / Т. Санри.- СПб.: Весь,2000.-213с.
6.Фын, Ли-да. Иглотерапия и прижигание / Ли-да Фын, Д. Л. Пармененков .- Л.: Медгиз, пен. Отд. 1960.-88 с.
7.Цуцуми, Й. Упрощённая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями / Й. Цуцуми.- М.: Медицина, 1991.- 140 с.
8. Шпаковская, Ю. С.  Лечебная сила мудр : Здоровье на кончиках пальцев / Ю. С. Шпаковская .- М.: Эксмо,2010 .-160 с.

 

Просмотров: 475
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Башкирова Светлана Владимировна. Консультация для родителей на тему: ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Шмайлюк Лилия Алексеевна. Статья 'Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизноительной стороны речи'
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Юлия Владимировна Шовгеня. «Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Титова Анна Сергеевна. Упражнения для гимнастики после дневного сна
  • Гончарова Ольга Владимировна. Консультация для воспитателей на тему: «Наши руки не для скуки. Нетрадиционные методы рисования с дошкольниками.»
  • Жижакина Наталья Витальевна. Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет
  • Моторина Татьяна Геннадьевна. Особенности проведения занятий по коррекции дисграфии для детей страдающих дефицитом внимания
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Колесова Наталия Анатольевна. Статья: «Познание мира через пальцы рук».
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Тютина Наталья Владимировна. Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь