Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата представляет в настоящее время одну из острых проблем логопедии [3]. В связи с этим идет постоянный поиск наиболее эффективных методов коррекции. Все чаще в комплексное воздействие по преодолению заикания наряду с традиционными методами включаются нетрадиционные техники, позволяющие как непосредственно, так и опосредованно влиять на психо – эмоциональное состояние заикающегося ребенка, создавая тем самым благоприятную среду для устранения речевого дефекта.
Кроме таких традиционных для логопедической практики методов коррекции заикания, как логопедические гимнастика, упражнения, ритмика, достаточно широко используются и нетрадиционные методы, например, куклотерапия.
Куклотерапия способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким – либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
Несмотря на активное развитие этого направления, в настоящее время недостаточно разработан основной аспект применения метода куклотерапии в коррекции заикания. Это обуславливает актуальность данного исследования.
C целью использования в коррекции заикания нетрадиционных методов и проверки их эффективности был проведен эксперимент.
Исследование проводились в детском саду компенсирующего вида №22 города Кинешма, в эксперименте участвовала Маша Н. 6 лет. Обследование проводилось по методике Г.А. Волковой[1], направленной на обследование заикающихся, для правильного построения дальнейшей коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений заикающихся. Методика учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.
В основу исследования темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников были положены методики, предложенные Г.А. Волковой [1].
В соответствии с методикой были определены критерии оценок темпо-ритмической стороны речи:
- плавность речи (речь плавная, без запинок; речь плавная, но иногда наблюдаются запинки; речь не плавная);
- темп речи (темп речи нормальный; иногда наблюдается ускоренный или замедленный темп речи; замедленный или ускоренный темп речи);
- наличие сопутствующих движений (сопутствующие движения отсутствуют; сопутствующие движения редко наблюдаются; наличие сопутствующих движений).
При обследовании темпо-ритмической стороны речи Маши было определено, что у нее замедленная, неплавная речь, медленный темп речи; при выполнении заданий наблюдаются сопутствующие движения.
Учитывая особенности заикающихся детей и их речевой дефект, исследование проводилось по методике Л.Г. Гребенщиковой в четыре этапа [2]:
I этап— снятие мышечного и эмоционального напряжения.
II этап – работа над плавностью речи.
III этап—работа над темпом речи.
IV этап — развитие речи в целом.
В результате проведенной коррекционной работы по методике Гребенщиковой Л.Г. [2] было вновь проведено обследование, для проверки эффективности логопедической работы. Обследование включало те же самые задания, что и в констатирующем эксперименте, но на другом лексическом материале.
Используя разработанный комплекс коррекционно-развивающих упражнений по устранению заикания у ребенка старшего дошкольного возраста был получен хороший результат, наметилась положительная динамика: у девочки при первичном обследовании наблюдались судорожные запинки в речи. Так как Маша стремилась к общению, работа с ней проводилась успешно, поэтому при повторном обследовании судорожные запинки исчезли. В результате речь Маши стала более организованной, плавной, без видимых нарушений, темп речи замедлился. Сопутствующих движений не наблюдается.
Нам не удалось устранить полностью заикание у ребенка, так как эффективность преодоления заикания во многом зависит от слаженной работы всех специалистов. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющем в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приемами способствовать эффективности логопедического воздействия.
Проанализировав и обобщив результаты, мы пришли к выводу о том, что систематическая и целенаправленная работа, проводимая нами, с использованием куклотерапии дала свои результаты. Это проявилось в небольшой положительной динамике: Маша Н. перестала бояться новых людей, в общении более сдержанная, темп речи умеренный, неторопливый, говорит нараспев.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если коррекционно-педагогическая работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами и с использованием нетрадиционных методов систематически, то можно судить о динамике в развитии.
В нашем случае, естественно, динамика еще не значительна, что вполне объяснимо временными рамками эксперимента, но, тем не менее, полученные результаты позволяют утверждать, что при более длительной работе всех специалистов они могли быть гораздо выше.
Таким образом, методика Л.Г. Гребенщиковой [2], по которой проводилась экспериментальная коррекционная работа, эффективна и дана работа может быть использована педагогами, логопедами, воспитателями, родителями, занимающихся с детьми дошкольного возраста с заиканием; цель работы достигнута.
Список литературы
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие.[Текст]:учебник/Г. А. Волкова – СПб., — 2005. – 144с.
- Гладковская, Л. М. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе/Л. М. Гладковская //Логопед-2008-№1, — С.41-49.
- Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — М.: Изд. центр "Академия", 2003. — 304 с.
|