Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад №24 Петроградского района г. Санкт-Петербурга Учитель-логопед высшей квалификационной категории Свидлер Яна Валериевна 2015
Анализ результатов обследования речевого развития восптанников ГБДОУ показывает, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них – 50% — фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных причин – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. В связи с этим в ГБДОУ функционирует логопедический пункт.
Цель коррекционно-развивающей работы – обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что, в свою очередь, формирует готовность к обучению в школе.
В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- воспитание грамматически правильной связной речи;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами детской поликлиники и медицинских учреждений.
При построении коррекционной работы учитываются следующие принципы:
- учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
- комплексность с точки развития речи дошкольника;
- воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода);
- опора на сохранное звено;
- учет закономерностей нормального хода речевого развития;
- учет ведущей деятельности;
- поэтапность;
- учет индивидуальных особенностей;
- взаимодействие (сотрудничество) с родителями.
Характеристика речи детей с ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к фонматическому анализу и синтезу. Следует отметить, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. Для детей с данным речевым нарушением типичными являются несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ФФНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
Особенности организации обучения и воспитания
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Методы обучения
- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа
- Наглядные методы: демонстрационный матнриал, символы гласных, символы согласных звуков, схемы, предметные картинки, разрезная азбука.
- Практические методы: работа с раздаточным материалом, печатание на доске, листе бумаги, работа с разрезной азбукой
- Метод дидактических игр
Формы организации коррекционно-развивающей логопедической работы
В коррекционной работе предусмотрены два типа занятий: индивидуальные и подгрупповые.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии и дизартрии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его на уровне слога, слова, предложения.
Основная цель подгрупповых занятий – развитие фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.
Наполняемость группы зависит от состава воспитанников, зачисляемых ежегодно из числа детей подготовительного к школе возраста.
Количество занятий в неделю: 3 индивидуальных занятия и 1-2 подгрупповых (по 3-6 детей в подгруппе). Длительность индивидуальных занятий – 15-20 минут, подгрупповых – 30-35 минут.
Индивидуальные занятия
Цель: формирование произношения и фонематических процессов (На каждом занятии в течение всего периода обучения)
Этапы работы:
1. Подготовительный этап
Развитие ручной моторики
Развитие артикуляторной моторики
Развитие слухового восприятия и внимания
2. Постановка звука
Развитие слухового восприятия
Развитие фонематического анализа
Развитие речевой артикуляторной моторики
Работа по непосредственной постановке звука
3. Автоматизация звука
Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь
Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза)
Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи)
4. Дифференциация звуков речи
Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (автоматизация в слогах, словах, фразах)
Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков
5. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях
Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи
Планирование подгрупповых занятий разделено на два периода обучения:
- октябрь – январь (32 занятия);
- февраль – май (29 занятий).
Всего в год – 61 час. Из них:
- расширение лексико-грамматических представлений – 24 часа;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза — 28 часов;
- развитие связной речи – 9 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Список литературы
- Дошкольная логопедическая служба. – М. — 2006.
- Инновации в логопедическую практику. – М. – 2008
- Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – Спб. – 2014
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М. – 2007.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М. – 2007.
- Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. – Спб. – 2003.
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Спб. – 2005.
- Курдановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М. – 2007.
- Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий. – Спб. – 2007.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. – 2002.
- Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. М. – 2008.
- Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М. – 2000.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать (Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи). – М. – 2006.
|