Автор:
Старший воспитатель МБДОУ «ДС «Василёк» г. Тарко-Сале Шевченко Т.П.
Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу для дальнейшего успешного обучения, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса.
В данное время происходит переосмысление и продуманность развивающей — коррекционной работы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной работы всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов и родителей, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Успешное преодоление различных речевых отклонений у детей возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Методической службой дошкольного учреждения была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения, коррекции развития детей, с ОВЗ, а также определить пути совершенствования этой системы в условиях ДОУ.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления ими, методической службой ДОУ учитывались тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.
Все вышеизложенное определило выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Основами построения такой деятельности стали системность, целостность и конкретность.
Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом.
Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Конкретность – сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.
Исходя из этого, методической службой ДОУ была определена цель, которая заключается в создании модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Для реализации цели были поставлены задачи:
- Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие речевого и личностного развития ребенка.
- Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
- Разработать систему работы и формы взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями.
Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в МБДОУ «ДС «Василёк» г. Тарко-Сале, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Модель взаимодействия была разработана методической службой детского сада и представляет собой систему, решающую четыре блока задач: мониторинговые, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.
В мониторинговом блоке одним из ведущих направлений является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой – разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-логопеда, медсестры и других специалистов данного учреждения в течение всего учебного периода: 3 этапа мониторинга – входной, промежуточный, итоговый, а так же промежуточная деятельность по выявлению детей «группы риска» и осуществлению комплексного сопровождения этих дошкольников. Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития и выстроить индивидуальный маршрут развития каждого воспитанника.
Прогноз психолого-педагогического сопровождения воспитанников в МБДОУ начинается с работы ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума). Основная его цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с ОВЗ, построение индивидуального маршрута развития каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств. Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий, координацию их выполнения специалистами. Организация системы взаимодействия детского сада с семьей предполагает использование широкого круга форм и методов: семинары-практикумы, выпуск газеты, проведение совместных праздников и развлечений, групповое и индивидуальное консультирование, а также организация обратной связи через сайт ДОУ.
Коррекционно-развивающий блок задач направлен на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Организация работы в этом блоке предполагает тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Блок образовательных задач направлен на развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей этого блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Все эти задачи решаются педагогическим коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Планирование коррекционно-образовательного процесса строится с учетом: принципа интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. Тематические циклы разрабатываются ДОУ на учебный год на основе применения «видов тем», среди которых мы выделили: «тематические недели», «события», «реализацию проектов», «сезонные явления в природе», «праздники» и «традиции».
Осознавая важность данной работы, воспитательно-образовательный процесс мы построили на основе разработанного нами алгоритма коррекционно-развивающей деятельности.
Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Данная деятельность осуществляется в разных формах, которые могут меняться в зависимости от этапа и поставленных задач.
Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения:
Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами.
Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психо-коррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, поданным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
Медсестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, организация и контроль антропометрии, контроль за организацией питания детей.
Инструктор по физвоспитанию: проведение занятий в физкультурном зале, на улице, реализация используемых программ физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников, осуществление программ АФК по согласованию с родителями воспитанников.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов ДОУ строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, логоритмики и т.д.).
В процессе ежегодного анализа и обобщения результатов практической работы конкретизировалось сотрудничество специалистов в комплексной работе с детьми с ОВЗ, что позволило нам сформировать систему, в которой эта взаимосвязь реализуется на конкретной основе, имеющейся в нашем учреждении. Кроме этого в рамки данной модели заложены перспективные направления развития, которые дают возможность совершенствования уже имеющихся форм работы и введения новых форм работы различных специалистов.
Заключение
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения, имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.
Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная "логопедизация" учебных и внеучебных занятий, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их "психологизация".
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
Использование в коррекционной работе различных видов продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
|