Чучалина Елена Владимировна. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

 


Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:
учитель-логопед и педагог-психолог (психологическая диагностика, студия общения, психологическая коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов);
учитель-логопед и воспитатель (педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в ПМПКонсилиумах);
учитель-логопед и зам. заведующей по воспитательной работе (помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ);
учитель-логопед и медицинские работники (медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку, оздоровительный массаж, подготовка консилиумов);
учитель-логопед и музыкальный руководитель (педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевое занятие, музыкально-речевые игры);
учитель-логопед и инструктор по физической культуре  (педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация движения).
С этой целью в нашем ДОУ  было  намечены основные задачи, которые включали в себя:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя,  инструктра по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана,  и тетрадей  взаимодействия со специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.
Благодаря комплексному подходу всех специалистов был разработан :
1.Перспективный план взаимодействия со специалистами
2.Тетради взаимосвязи –  группами  (воспитателями) для организации воспитательной работы и проведения логочаса с детьми. Разработаны они по всем действующим лексическим темам в ДОУ и с учётом возрастных особенностей детей. В каждой теме мы отобрали главные части  и определили примерный перечень игр и упражнений по развитию :
-  словаря,
- лексико – грамматики и связной речи,
- психических процессов,
-  развитию мелкой моторики и дыхания,
- дополнительно развитию  фонематического слуха.
3.    Тетради взаимосвязи –  со всеми специалистами. Определили:
- задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога – психолога, инструкторов по физическому воспитанию)  по периодам обучения детей,
- рекомендации  по коррекционной работе,
- краткий обзор диагнозов,
- перспективное планирование по формированию фонетической и лексической сторон на год,
- приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста
- список детей с диагнозами и учёт  работы логопеда по звукопроизношению,
-  перспективное планирование  и индивидуальная работа.
Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что у выпускников ДОУ, посещающих логопедические группы:
достаточно сформированы артикуляционная, тонкая и общая моторика;
сформированы произношение и фонематический слух;
закреплены навыки звукослогового анализа и синтеза слов;
достаточно развиты фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление;
обогащена, уточнена и активизирована лексика;
дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;
развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.
Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в логопедических группах приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.
Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.
Наши дети – выпускники логопедических групп – успешно учатся в общеобразовательной школе с гимназическим уклоном и гимназиях. По результатам диагностики речевого развития средний уровень – 63%, высокий уровень – 37%, низкого уровня – нет. По данным за последние пять лет на «4» и «5» учатся 50-67%. Неуспевающих среди выпускников логопедических групп нет.
Таким образом, в нашем детском саду эффективно реализована система коррекционно-педагогической работы по устранению речевых дефектов у детей-логопатов старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ.

Чучалина Елена Владимировна.
Кемеровская область, Г. Новокузнецк.
МДОУ "Детский сад № 250" комбинированного вида заместителем  заведующей по ВМР.

Просмотров: 357
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Юлия Василенко. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе.
  • Шамсудинова М.П., Володина Е.А., Матвеева Т.А.. ОПЫТ РАБОТЫ «Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей как эффективная форма коррекционно — развивающей работы в группе комбинированной направленности»
  • Кузнецова Елена Фёдоровна Рябчинская Наталья Борисовна. Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.
  • Шайхулисламова Зарина Зуфаровна, Гимаева Рима Флюровна. Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и инструктора физической культуре по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
  • Герасимова Татьяна Дмитриевна. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План работы учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Коррекция неречевых процессов у детей логопатов с ЗПР, СДВГ»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Коношенко Наталия Михайловна, Поличевская Ирина Владимировна. Педагогический проект «Взаимосвязь учителя-логопеда и руководителя по физическому воспитанию в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи)»
  • Овчинникова Т.В. Рафикова Т.Р.. Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН диагностической, коррекционной и профилактической работы с детьми, педагогами и родителями УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МДОУ
  • Сапарова Елена Николаевна. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Лукичёва Я.Н. Шиян И.С.. Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование интерактивной папки в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками с интеллектуал
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Синько Алла Анатольевна. Применение многофункционального интерактивного пособия Говорящая Ручка «Знаток» для совершенствования коррекционно образовательного процесса учителя-логопеда ДОУ
  • Козлова М. В., и др. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре по сопровождению детей с тяжелым нарушением речи на занятиях по физической культуре
  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Клюшина Галина Михайловна. Использование ИКТ в коррекционной работе учителя — логопеда с неговорящими детьми
  • Кучерова Инесса Геннадьевна. Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя логопеда
  • Прозорова Елена. Акваигры в коррекционной работе учителя-логопеда
  • Мельникова Ирина Валерьевна Рамазанова Наталия Модестовна Помазкова Наталья Александровна. Инновационные методы в работе учителя-логопеда по развитию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом
  • Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна, Килина Ирина Юрьевна. «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»
  • Шевлякова Елена Иосифовна. Полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь