Мельникова Ирина Валерьевна Рамазанова Наталия Модестовна Помазкова Наталья Александровна. Инновационные методы в работе учителя-логопеда по развитию лексико-грамматических категорий у детей с билингв

Инновационные методы в работе учителя-логопеда по развитию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом

Подготовили:

  • Рамазанова Наталия Модестовна, учитель-логопед высшей категории
  • Помазкова Наталья Александровна, учитель-логопед высшей категории
  • Мельникова Ирина Валерьевна, учитель-логопед первой категории

Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук. В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом нашего региона, в образовательное учреждение поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Для детей, которым приходится посещать русскоязычное образовательное учреждение детского сада, а в дальнейшем школы, проблема овладения языковыми нормами и речевыми правилами становится довольно острой. Материал, преподаваемый на малознакомом языке, усваивается с затруднением, слабость в знаниях накапливается, вследствие этого воспитанник не достигает высоких результатов. Для многих семей, по той или иной причине оказавшихся в чужой языковой среде, проблема билингвизма стоит особенно остро. Дома, в быту, в общении с родственниками дети употребляют родной язык с оправданной целью его сохранения. Это обуславливает актуальность воспитания у подрастающего поколения умения активно использовать два языка. Различают два вида билингвизма:

  1. естественный (бытовой);
  2. искусственный (учебный).

«Естественный билингвизм возникает в соответствующей языковой среде, которая включает в себя радио и телевидение при спонтанной речевой практике. Осознание специфики языковой системы может не происходить. Второй язык при искусственном билингвизме осваивается в учебной обстановке, при этом необходимо использование волевых усилий и специальных методов и приемов».

 

Скачать конспект

В зависимости от критериев, которые кладутся в основу классификации, выделяют несколько типов билингвизма:

В общем случае возникновение и развитие естественного билингвизма обуславливается двумя принципами:

- один родитель — один язык, второй родитель — второй язык.

- одна ситуация — один язык, другая ситуация — второй язык.

В зависимости от критериев, которые кладутся в основу классификации, выделяют несколько типов билингвизма:

«По возрасту, в котором происходит усвоение второго языка, различают билингвизм ранний и поздний. Ранний билингвизм обусловлен жизнью в двуязычной культуре с детства (включает в себя родителей, говорящих на разных языках, или переезд из одной страны в другую); поздний билингвизм – изучение второго языка происходит в старшем возрасте уже после освоения одного языка.

Билингвизм оценивается по числу действий, выполняемых на основе данного умения.

  • рецептивный билингвизм, то есть когда билингв понимает речевые произведения, принадлежащие вторичной языковой системе. Такой вид билингвизма возможен при изучении мертвых языков
  • репродуктивный билингвизм, то есть когда билингв способен воспроизводить прочитанное и услышанное. Примером репродуктивного билингвизма является самостоятельное изучение неродного языка в качестве средства для получения информации. При этом текст понимается, но нередко неправильно произносится
  • продуктивный (производящий) билингвизм, то есть когда билингв понимает и воспроизводит речевые произведения, принадлежащие вторичной языковой системе, и порождает их.

Еще критерием классификации билингвизма называется соотнесенность двух речевых механизмов между собой, когда обе языковые системы могут функционировать независимо друг от друга, или могут быть связаны между собой во время акта речи:

  • чистый билингвизм (примером чистого билингвизма может быть случай, когда в семье используется один язык, а языком общения на работе, в магазине, транспорте и других общественных местах является другой язык)
  • смешанный билингвизм, при котором языки свободно заменяют друг друга, а между двумя речевыми механизмами, относящимися к порождению разноязычной речи, возникает связь.

Для решения этой проблемы необходимо использовать в работе эффективные методы и приёмы в работе с данной категорией детей. Одним из таких методов является ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА.

Метод интеллект-карт был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "кар-ты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".

В мир дошкольных технологий, интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с по-мощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Полезные свойства интеллект-карт. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом:

1. Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам.

2. Развитие связной речи.

Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект-карты:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Лист располагается вертикально.
  • Главная идея обводится в центре страницы или в центре левого края листа. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом на-правлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

буквами.

  • Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
  • Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

1 вариант:

  • Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
  • Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
  • К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

  • К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.
  • Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

В работе с детьми с билингвизмом можно использовать ЛЭПБУК, как новейший способ систематизации знаний.

Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей, педагогов и ребенка.

Так что же такое лэпбук? По сути лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информа-цию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме.

Вывод:

Таким образом, при использовании в коррекционно-образовательном процессе интеллект-карт и метода лэпбук у детей с билингвизмом обогащается словарный запас, формируются грамматические категории и развиваются психические процессы.

Просмотров: 502
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Подопригора Людмила Сергеевна. Фрагмент мероприятия совместной образовательной деятельности с использованием интеллект-карты план-конспект «Зима»
  • Попугай Ирина Ивановна. Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»
  • Костенко Эльвира Леонидовна. Непосредственно-образовательная деятельность «Семья и семейные традиции» для детей старшей группы с использованием интеллект карты.
  • Лещенко Наталья Петровна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта».
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Редактор. 'Мисс интеллект' - 8 марта сценарий
  • Вавилина Н.А Алтухова В.Н.. Доклад на тему: «Формы работы с воспитанниками по приобщению к культурному наследию в ДОУ методом интеллект-картирования»
  • Елена Сланска. Английский с пеленок: билингвизм в раннем развитии ребенка
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Мартынова Жанна Валерьевна. Оформление карты развития и карты выпускника
  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками с нарушениями речи
  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование интеллектуальной карты для развития связной речи у дошкольников с ОНР
  • Булгакова Наталья Александровна. Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Технология интеллектуальной карты в воспитательно –образовательном процессе с дошкольниками»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Наумова Марина Леонидовна Выродова Наталья Евгеньевна Подлобкова Елена Сергеевна. Трудности билингвизма в ДОУ.
  • Кравченко Елена Евгеньевна. «Интеллектуальные карты в работе с детьми с ЗПР»
  • Борисенко Татьяна Викторовна. «Формирование у дошкольников умения использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности»
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование интерактивной папки в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками с интеллектуал
  • Горзина Елена Викторовна. НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Хороший и плохой язык»
  • Петрусь Анна Юрьевна. Диагностика раннего билингвизма в Испании и пример урока РКИ
  • Овчинникова Татьяна Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда как средство коррекции лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня
  • Пучкова Наталья Викторовна. Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
  • Людмила Широкова. Проективные карты в работе педагога-психолога
  • Погребнова Елена Владимировна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Зимующие пт
  • Подопригора Людмила Сергеевна. Статья на тему: «Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Колесникова Юлия Леонидовна. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешестви
  • Ястребова Лариса Николаевна. Из опыта организации работы с родителями дошкольников, изучающих английский язык



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь