Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников с ОВЗ побуждает к поиску новых средств, а именно, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют развитию у дошкольников интегративных качеств личности: любознательность и активность.
В работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями педагоги сталкиваются с проблемами в их обучении (бедность словарного запаса, аграмматизмы, ограниченное понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов, нарушение порядка слов в предложении, низкий уровень речевой коммуникации). Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе. Приходится искать вспомогательные средства, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.
Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления выступают интеллектуальные карты.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизация мышления. Этот метод предложила кандидат педагогических наук, доцент Валентина Михайловна Акименко.
Я взяла метод интеллект-карт как идею и адаптировала в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании. Особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается вербально. Этот метод помогает дошкольнику зрительно представить абстрактные понятия «слово», «предложение», «текст», научиться работать с ними.
Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Он считает, что интеллектуальные карты на сегодняшний день — один из самых универсальных и простых в использовании приемов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.
Интеллект-карта отдаленно напоминает клетку головного мозга – нейрон — с множеством ответвлений. Мышление человека имеет именно такую ветвящуюся структуру: каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями на основе ассоциаций, а не организованно линейно, как текст. Информация, представленная на интеллектуальной карте в виде разноцветных рисунков, воспринимается правым полушарием. Связи между этими рисунками заставляют работать левое полушарие. Постоянное использование данной методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.
Именно поэтому интеллект-карта более удобна в использовании и позволяет более качественно отобразить структуру материала, отразить связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Общие требования к составлению любой «интеллект – карты»:
- Лист располагается строго горизонтально.
- Главная идея обводится в центре листа.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации (наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.).
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Каждая мысль обводится в разный цвет.
В педагогической практике интеллект-карты можно применять по следующим направлениям:
- – Развитие лексико-грамматической стороны речи.
- – Закрепление и обобщение материала.
- – Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект — карте.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, учатся выделять главную мысль, пополняют активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Закрепление и обобщение материала
Работа с интеллект-картой проводится, как итоговая работа по изученным темам.
Развитие связной речи. Составление рассказов по «интеллект — карте».
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.
Последовательность работы по развитию лексико-грамматической стороны речи; закреплению и обобщению материала; развитию связной речи, составлению рассказов по интеллект — карте:
- Обозначается тема занятия.
- Дети называют слова-существительные и изображают или наклеивают символ, который относится к данной теме.
- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.
- По готовой интеллект-карте дошкольники составляют предложения.
В старшей группе дошкольники знакомятся с интеллект-картой. Сначала это должны быть небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, в своей структуре имеющие только классификацию по каким-либо направлениям.
Все необходимые картинки педагог подбирает из использованных рабочих тетрадях, журналах или распечатывает самостоятельно. Классифицировать, наклеивать, проводить ответвления дети могут самостоятельно или под руководством взрослого.
Работая с интеллект-картой, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и неотъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Дети с нарушением речи научатся связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С помощью такой карты они быстрее и легче запомнят и вспомнят нужные факты, а использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Таким образом, на этапе планирования работы педагогов дошкольного образования по формированию целостной картины мира для соблюдения системности знаний предлагается применять метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.
|