Космачева Елена Александровна Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75
«Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний».
К.Д. Ушинский
Овладение речевыми навыками — один из самых сложных фи-зиологических и психических процессов, и у каждого человека этот процесс протекает по-разному. Ведь речевые навыки — это не только способность проговаривать слова, но также и понимание их смысла, выражение собственных эмоций, мыслей и желаний с помощью речевого аппарата.
Хорошее владение речью, родным языком в дошкольном детстве является важнейшим аспектом при решении задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Владение речью позволяет ребенку более полно отражать окружающую действительность. Почему? Да потому, что он начинает иметь дело не только с предметами, которые видит, с которыми совершает какие — либо действия, манипуляции, но и с теми, которые в данный момент времени отсутствуют или которых вообще не было в его жизненном опыте. Таким образом, слово как будто удваивает мир маленького человека и позволяет ему мысленно оперировать предметами даже при условии их отсутствия.
Комплексному подходу к решению задач речевого развития дошкольников уделяли внимание известные психологи, педагоги, лингвисты: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.Н. Головин, Г.К. Трофимова, Н.И. Жинкин и др.
В дошкольном образовании, особенно на его современном этапе, речь рассматривается как основополагающий момент в воспитании и обучении де-тей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие в целом.
Связная речь в нашем понимании — это развернутое изложение опреде-ленного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Владение связной речью — показатель общей речевой культуры человека.
Проблема речевого развития дошкольников сегодня чрезвычайно актуальна: детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями достаточно много. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). У многих детей наблюдается недостаточный словарный запас, бедность диалогической речи, неспособность построить монолог. Также следует отметить отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать силу голоса и темп речи.
На развитие речи ребенка влияют множество факторов: состояние здоровья, окружающая среда, особенности воспитания в семье или образовательном учреждении. Что касается детского сада, то работа по развитию речи ребенка здесь осуществляется непрерывно, не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах.
Огромные возможности для всестороннего гармонического развития ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми на прогулке. Во время прогулки в полной мере удовлетворяются потребности ребёнка в активных играх, в самостоятельной деятельности при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях.
Но всё же любая деятельность ребёнка на прогулке должна осуществ-ляться под руководством взрослого. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей — группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально), методы работы — наблюдение, подвижные игры, самостоятельная, трудовая деятельность, дидактические игры и т.д.
Ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. В играх дети отра-жают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изо-бражаемых событиях, о жизни. Ребенок, также как и взрослый человек, познает мир в процессе деятельности. Игры развивают у детей мыслительные операции: наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, анализировать, делать выводы о наблюдаемых им явлениях в окружающей среде. Поэтому на прогулках обязательно проводятся сюжетно ролевые игры, в процессе которых дети расширяют словарь, развивают диалогическую речь.
Ежедневные подвижные игры способствуют развитию умения правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на ситуацию. При проведении подвижных игр обязательно нужно использовать считалочки. Они помогают отрабатывать четкое проговаривание слов. Следует отметить, что подвижные игры способствуют активному общению детей, формируют коммуникативные навыки ребенка. Все подвижные игры с правилами развивают самостоятельность, инициативу, решительность, чувство коллективизма, умение действовать по инструкции.
Огромное значение имеет проведение на прогулке дидактических игр. Существует огромный выбор таких игр: «Что сажают в огороде?», «Какое время года?», «С какого дерева листок?», «Птицы», «Найди такой же листок», «Какого цвета?» и т.д. Эти игры расширяют знания детей о природе, о природных явлениях, учат классифицировать, и, конечно же, развивают речь детей.
Целесообразно использовать на прогулке дидактические игры с предметами. Ими могут служить листочки, веточки, цветы – «Найди такой же», «Больше – меньше», «Сложи фигуру» и др. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, их величине6 и количестве, формируются умения обследовать их.
Во время проведения наблюдений очень хорошо использовать художественное слово — оно придаёт эмоциональную окраску казалось бы самому примитивному действию. Совершенно иначе дети будут воспринимать природные явления – дождь, снег, ветер, тучи – если воспитатель будет сопровождать процесс наблюдения за ними стихотворением или потешкой. Использование художественного слова на прогулке оказывает огромное влияние на развитие речи детей: расширяется словарный запас, развивается связная речь – можно попросить ребятишек пересказать смысл произведения, какое-то стихотворение заучить наизусть.
В работе с детьми на прогулке можно использовать различные игровые упражнения ( «С какого дерева лист», «Собери все желтые листья», «Найди цветочку пару» и т.д.), они помогают различить предметы по качеству и свойствам, называть эти качества, описывать свои действия, развивают наблюдательность.
В конце прогулки обязательно нужно подвести итог, должна быть реф-лексия – что нового узнали? что интересного увидели? что понравилось, а что – нет? Непременно нужно выслушать каждого ребёнка, предложить детям самим, без вопросов и подсказок, рассказать о погоде. Обязательно нужно уточнять реплики, высказывания детей, хвалить за наблюдательность, за хорошие словесные определения.
Таким образом, можно сказать, что прогулка, а именно правильно организованная деятельность детей во время прогулки, положительно влияет на речевое развитие дошкольников. В процессе общения с природой, наблюдения за природными явлениями расширяется словарный запас детей, речь становится образнее и богаче. Все методы и приёмы, используемые для формирования связной речи детей, можно применять на прогулке. В подвижных, сюжетно-ролевых играх развивается диалогическая речь, а при составлении рассказов, описании каких-либо природных явлений – монологическая.
Прогулка оказывает положительное действие на ребёнка в целом – как на физическое, так и на умственное его развитие. Каждый из компонентов прогулки вносит что-то свое, неповторимое в развитие и воспитание ребёнка, в формирование его личности.
|