Космачева Елена Александровна. Развитие связной речи дошкольников на прогулке

Развитие связной речи дошкольников на прогулке

Космачева Елена Александровна Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75

«Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний».

К.Д. Ушинский

Овладение речевыми навыками — один из самых сложных фи-зиологических и психических процессов, и у каждого человека этот процесс протекает по-разному. Ведь речевые навыки — это не только способность проговаривать слова, но также и понимание их смысла, выражение собственных эмоций, мыслей и желаний с помощью речевого аппарата.

Хорошее владение речью, родным языком в дошкольном детстве является важнейшим аспектом при решении задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Владение речью позволяет ребенку более полно отражать окружающую действительность. Почему? Да потому, что он начинает иметь дело не только с предметами, которые видит, с которыми совершает какие — либо действия, манипуляции, но и с теми, которые в данный момент времени отсутствуют или которых вообще не было в его жизненном опыте. Таким образом, слово как будто удваивает мир маленького человека и позволяет ему мысленно оперировать предметами даже при условии их отсутствия.

 

Комплексному подходу к решению задач речевого развития дошкольников уделяли внимание известные психологи, педагоги, лингвисты: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.Н. Головин, Г.К. Трофимова, Н.И. Жинкин и др.

В дошкольном образовании, особенно на его современном этапе, речь рассматривается как основополагающий момент в воспитании и обучении де-тей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие в целом.

Связная речь в нашем понимании — это развернутое изложение опреде-ленного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Владение связной речью — показатель общей речевой культуры человека.

Проблема речевого развития дошкольников сегодня чрезвычайно актуальна: детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями достаточно много. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). У многих детей наблюдается недостаточный словарный запас, бедность диалогической речи, неспособность построить монолог. Также следует отметить отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать силу голоса и темп речи.

На развитие речи ребенка влияют множество факторов: состояние здоровья, окружающая среда, особенности воспитания в семье или образовательном учреждении. Что касается детского сада, то работа по развитию речи ребенка здесь осуществляется непрерывно, не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах.

Огромные возможности для всестороннего гармонического развития ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми на прогулке. Во время прогулки в полной мере удовлетворяются потребности ребёнка в активных играх, в самостоятельной деятельности при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях.

Но всё же любая деятельность ребёнка на прогулке должна осуществ-ляться под руководством взрослого. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей — группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально), методы работы — наблюдение, подвижные игры, самостоятельная, трудовая деятельность, дидактические игры и т.д.

Ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. В играх дети отра-жают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изо-бражаемых событиях, о жизни. Ребенок, также как и взрослый человек, познает мир в процессе деятельности. Игры развивают у детей мыслительные операции: наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, анализировать, делать выводы о наблюдаемых им явлениях в окружающей среде. Поэтому на прогулках обязательно проводятся сюжетно ролевые игры, в процессе которых дети расширяют словарь, развивают диалогическую речь.

Ежедневные подвижные игры способствуют развитию умения правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на ситуацию. При проведении подвижных игр обязательно нужно использовать считалочки. Они помогают отрабатывать четкое проговаривание слов. Следует отметить, что подвижные игры способствуют активному общению детей, формируют коммуникативные навыки ребенка. Все подвижные игры с правилами развивают самостоятельность, инициативу, решительность, чувство коллективизма, умение действовать по инструкции.

Огромное значение имеет проведение на прогулке дидактических игр. Существует огромный выбор таких игр: «Что сажают в огороде?», «Какое время года?», «С какого дерева листок?», «Птицы», «Найди такой же листок», «Какого цвета?» и т.д. Эти игры расширяют знания детей о природе, о природных явлениях, учат классифицировать, и, конечно же, развивают речь детей.

Целесообразно использовать на прогулке дидактические игры с предметами. Ими могут служить листочки, веточки, цветы – «Найди такой же», «Больше – меньше», «Сложи фигуру» и др. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, их величине6 и количестве, формируются умения обследовать их.

Во время проведения наблюдений очень хорошо использовать художественное слово — оно придаёт эмоциональную окраску казалось бы самому примитивному действию. Совершенно иначе дети будут воспринимать природные явления – дождь, снег, ветер, тучи – если воспитатель будет сопровождать процесс наблюдения за ними стихотворением или потешкой. Использование художественного слова на прогулке оказывает огромное влияние на развитие речи детей: расширяется словарный запас, развивается связная речь – можно попросить ребятишек пересказать смысл произведения, какое-то стихотворение заучить наизусть.

В работе с детьми на прогулке можно использовать различные игровые упражнения ( «С какого дерева лист», «Собери все желтые листья», «Найди цветочку пару» и т.д.), они помогают различить предметы по качеству и свойствам, называть эти качества, описывать свои действия, развивают наблюдательность.

В конце прогулки обязательно нужно подвести итог, должна быть реф-лексия – что нового узнали? что интересного увидели? что понравилось, а что – нет? Непременно нужно выслушать каждого ребёнка, предложить детям самим, без вопросов и подсказок, рассказать о погоде. Обязательно нужно уточнять реплики, высказывания детей, хвалить за наблюдательность, за хорошие словесные определения.

Таким образом, можно сказать, что прогулка, а именно правильно организованная деятельность детей во время прогулки, положительно влияет на речевое развитие дошкольников. В процессе общения с природой, наблюдения за природными явлениями расширяется словарный запас детей, речь становится образнее и богаче. Все методы и приёмы, используемые для формирования связной речи детей, можно применять на прогулке. В подвижных, сюжетно-ролевых играх развивается диалогическая речь, а при составлении рассказов, описании каких-либо природных явлений – монологическая.

Прогулка оказывает положительное действие на ребёнка в целом – как на физическое, так и на умственное его развитие. Каждый из компонентов прогулки вносит что-то свое, неповторимое в развитие и воспитание ребёнка, в формирование его личности.

Просмотров: 239
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Есина Виктория Витальевна. Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Ольга Витальевна Лушникова. Наблюдение как основной метод развития речи младших дошкольников на прогулке
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Пылина Вера Васильевна. Конспект увлекательной квест-игры для развития связной речи детей подготовительной к школе группы «Волшебное путешествие с лэпбуком»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Кириченко Елена Александровна. Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»
  • Соколова М. А.. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой, игровой деятельности» в рамках РМО»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Широкова Наталья Александровна, Суворова Ирина Сергеевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Мартынова Инесса Георгиевна. Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь