Ольга Витальевна Лушникова. Наблюдение как основной метод развития речи младших дошкольников на прогулке

Наблюдение как основной метод развития речи младших дошкольников на прогулке
В доме ребенка дети попадают в особые условия жизни, здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение со взрослыми – все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей.
Поэтому прогулки в окрестностях дома ребенка очень важны для расширения кругозора детей, общения с окружающим миром, отдыха ослабленной нервной системы, для преодоления коммуникативной депревации.
Особое значение на прогулках придается развитию речи наших детей.
Развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни, и воспитанием, причем, именно последнее оказывает определяющее влияние. Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть, человек может обладать врожденными неплохими данными, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы все сильнее.
Исследования показали, что только посредством развития речи развиваются такие важные психические процессы, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности.
Таким образом, роль речи в развитии ребенка огромна, и главным условием в правильном развитии речи ребенка является его общение со взрослым. Прекрасным средством развития речи маленьких детей является мир природы. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение, особое значение имеет наблюдение за явлениями природы, за животным или растительным миром. В каждом из видов наблюдений я решаю конкретные воспитательные и образовательные задачи. Перед каждой прогулкой я намечаю вид наблюдения, его объект, продумываю организацию.
Дети дома ребенка в большинстве своем очень возбудимые, с неустойчивым вниманием, им бывает трудно сосредоточиться на наблюдении объекта или явления. Поэтому я провожу не длительные наблюдения, не более 5-7 минут, объекты для наблюдения выбираю яркие, интересные, содержательные.
В доме ребенка созданы все необходимые условия для проведения прогулок.
У нашей группы есть свой участок, рядом с участком сотрудники группы разбили сад и огород. Ежегодно весной на участке и на всей территории нашего учреждения, разбиваются клумбы под цветы. В окрестностях дома ребенка растут ели, березки, сосны, сакура, сирень, яблоньки, абрикос и др. растения. Весной цветущие растения представляют собой удивительные пейзажи. В виду невозможности постоянно проводить наблюдения за живыми животными и птицами, мы используем для этой цели муляжи, которые расположены на улице, на территории дома ребенка.
Инвентарь для наблюдений и выполнения трудовых поручений хранится на веранде, это ведерки для песка и воды, совочки к ним, грабли, венички, лопатки для работы со снегом и т.д.
Во время наблюдений у детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по его сигналу и слову. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь. Вовремя сказанное четверостишие, потешка или поговорка обостряют восприятие малыша, способствуют воссозданию ярких образов.

1. В течение всего года мы с детьми наблюдаем за явлениями неживой природы.
Наблюдая за водой, дети знакомятся с ее свойствами: теплая или холодная, журчит, льется. В емкость с водой выкладываем игрушки, после чего дети ловят сачками игрушечных рыбок, уточек, разноцветные шарики. После дождя наблюдаем за ручьями и лужами.
Во время наблюдений дети проговаривают существительные, прилагательные, глаголы, учатся строить предложение.
«К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри…»

Песок. Дети охотно играют с сухим песком: погружают в него руки, перебирая пальчиками, раскапывают спрятанные игрушки, работают с формочками, бутылочками, «пекут» из влажного песка пирожки.
Сухой песок: сыпется, а из мокрого песка можно лепить.
«Муку в тесто замесили
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи!»

Сезонные явления.
Осенью наблюдаем за листопадом, за хмурым небом, за холодными дождями. Предлагаю детям походить по опавшей листве, послушать, как она «шуршит», собираем разноцветные листья в осенний букет. Учимся подмечать сезонные изменения в природе.
В процессе наблюдений у детей развиваются навыки связной и фразовой речи, обогащается активный словарный запас по теме, формируется обобщающее понятие «осень».
«Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмуриться, если дождик льется,
Это время года, осенью зовется».
«Осень. Обсыпается
Весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые
По ветру летят».

Зимой наблюдаем за выпавшим снегом, за цветными льдинками, закрепляем свойства льда и снега. Объясняю детям, что снег холодный, в руки его брать нельзя, его можно лопаткой класть в ведерочки. Предлагаю детям взять снег на лопатку и подбросить вверх, снег рассыпается. Из снега можно сделать домик, холмик, заборчик (снежный вал) для игрушечной собачки и т.д.
Рассматривая с детьми льдинки, отмечаю: лед холодный и твердый, им можно постучать, Если воду окрасить краской, то можно получить разноцветные льдинки. Зимой холодно, дует пронзительный ветер.
В процессе наблюдений у детей обогащается активный словарный запас по теме, они учатся отвечать на вопросы, усваивают обобщающее понятие «зима».
«Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой»!

«Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок».

«На заборах и крылечке,
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка,
Всюду снега намело».

Весной обращаю внимание детей на то, что стало тепло, пригревает солнышко. Дует теплый ветер. Предлагаю поиграть с вертушками, султанчиками. Появляются первые ручейки, тают сосульки (рассматриваем их на карнизах подоконников). Сосульки бывают тонкие и толстые, длинные и короткие. Ставим ведерко под сосульку, слушаем «кап-кап»…
Чтобы понаблюдать за ручейком, роем канавку и соединяем два маленьких ручейка в один большой, пускаем бумажные кораблики.
В процессе наблюдений у детей обогащается словарный запас по теме, они учатся вслушиваться в текст и повторять его по частям вслед за педагогом, развиваются навыки связной речи, формируется обобщающее понятие «весна».
«А уж ясно солнышко, припекло, припекло,
И повсюду золото, разлило, разлило.
Ручейки на улице, все журчат, все журчат,
Журавли курлыкают, и летят, и летят».

«Солнышко, колоколнышко,
Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди.
Нам в поля бежать, нам весну встречать!»

«В гости к нам пришла весна.
Очень теплая она.
Солнце светит, солнце греет.
Всюду травка зеленеет».

Летом обращаю внимание детей на то, что все радуются теплу, птицы, животные, насекомые, люди. Ласковое солнышко согревает все вокруг: цветут цветы, земля покрыта травой, на деревьях много зеленых листьев. Летом не надо тепло одеваться. Если во время прогулки пошел дождь, предлагаю послушать, как весело он барабанит по крыше веранды, а затем обращаю внимание малышей на то, как чисто стало: дождь полил траву, цветы, сад и огород.
В процессе наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, обогащают активный словарь по теме, развивают навыки фразовой речи. У детей формируется обобщающее понятие «лето».

2. Наблюдение живой природы.
Растения и цветы, овощи, фрукты, ягоды.
Весной рассматриваем набухшие почки, первые листики. Организуя прогулку с детьми в сад, показываю детям, как красиво цветут вишни, яблоньки, привлекаю внимание к жужжащим над цветками пчелам.
Когда приходим на огород, обращаю внимание детей на вскопанные грядки, рассказываю, что посадим – помидоры, лук, клубнику, при этом показываю картинки с изображением названных овощей и ягод.
На лугу обращаю внимание на первые весенние цветы – одуванчики, при высадке рассады цветов в грунт сопровождаю все действия словами.
Посредством наблюдения за растениями дети усваивают существительное с обобщающим значением «растения».
«Мы копаем, мы копаем,
В землю семена бросаем.
Сделай, сделай ямку ты,
Вырастут у нас цветы».

«Принесла я вам цветок,
Вот головка, вот глазок,
Вот зеленый листок,
Вот зеленый стебелек».

Летом обращаю внимание детей на зелень листвы, закрепляем знания о строении дерева: ствол, ветки, листья, учимся различать березу и ель. На лугу уточняем названия – цветы, трава, на участке наблюдаем за цветами на клумбах, учимся называть цветы, их окраску, величину.
На огороде наблюдаем за ростом помидоров, лука, перца и др. овощей, пробуем первые ягоды, созревшие в саду – смородину, вишню, облепиху…
«Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, темно-голубые»?
«В лесу растут растения:
Ягоды, грибы,
Разные деревья,
Травка и кусты».
«Как у нашей Зины,
Фрукты в корзине:
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы-
До чего красивы»!
В начале осени рассматриваем цветы на клумбе, предлагаю отыскать на клумбе сначала красные, потом желтые цветы, большие, затем маленькие. Например, георгин - большой, петунья-маленькая. Во время прогулок на огород и в сад, уточняю названия знакомых детям овощей и фруктов: морковь, капуста, огурец, помидор, картофель, сливы…..
Наблюдаем за грибами, что растут под соснами.
В процессе наблюдений обогащается словарь детей по теме, развиваются сенсорные навыки.
«Я корзинку в лес беру,
Там грибы я соберу:
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок».

«В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут свекла и горох,
А картофель разве плох»?

«Посмотрите, овощи тут,
Они в огороде растут:
Капуста, свекла, картошка,
Лук, чеснок, морковка».

«Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает».
(Лук)

Наблюдение за животными.
Кошка и котята. Дети любят наблюдать за кошкой, отмечают особенности поведения: мурлычет, царапается, прыгает. Дети третьего года жизни могут самостоятельно покормить котенка, назвать части его тела (ушки, лапки, хвостик, все мягкое, пушистое), умеют имитировать мяуканье, дети усваивают, что кошка любит лакать молоко, умывается лапкой. У кошки и ее детеныша, котенка, имеются острые зубы, коготки и шерсть.
Собака и щенята. При наблюдении отмечаем особенности внешнего вида - голова, хвост, ноги. Собака бегает, прыгает, лает, ее нельзя дразнить, собачка может укусить. При наблюдении задаю вопросы: «Где живет собака»? «Что любит есть»? «Что делал щенок»?
На участке у нас поселился бурундук. Предлагаю детям отметить особенности внешнего вида: туловище полосатое, хвост длинный.

Особенности внешнего вида коровы, козы, лошадки, кролика и диких животных (ежика, волка, медведя и др.) дети усваивают с помощью муляжей, расположенных на территории дома ребенка. Дети рассматривают животных, отмечают особенности поведения (лошадка быстро скачет, корова дает молоко, кролик пушистый, пугливый), закрепляют знания о среде обитания диких животных (волк, лиса и медведь живут в лесу).
Птицы. Домашних птиц (курицу, петуха, гуся, утку) мы также рассматриваем с помощью муляжей. При наблюдении за птицами называем части их тела, покров, (клюв, перья, крылья). Обращаю внимание детей на хвост петуха, его красный гребешок, большие крылья, предлагаю покричать как петушок. Рассматривая курицу с цыплятами, обращаю внимание детей на величину цыплят, их окраску, на поведение курицы.
Воробьи, голуби, вороны, скворцы. Обратить внимание на то, что птицы чирикают, много летают, перелетают с куста на куст. Объясняю детям, что птичкам тепло, они радуются лету. На участке наблюдаем за скворечником.
Наблюдение за зимующими птицами. Зимой рассматриваем кормушку, на которую прилетают воробушки, синицы, снегири. Называем птиц, отмечаем особенности внешнего вида. Объясняю детям, что зимой на улице холодно, птицам нечего кушать, нет мошек, червяков, зернышек, предлагаю покрошить хлеба на кормушку.
Насекомые. Наблюдения за бабочкой, кузнечиком, пчелкой, божьей коровкой, муравьем приносят нашим детям много радости, они восторженно вопят при виде летающей над лугом стрекозы. Предлагаю полюбоваться красивыми крылышками божьей коровки, отметить трудолюбие муравья, как легко порхают разноцветные бабочки с цветка на цветок.
Объясняю, что брать в руки нельзя пчелку, она может ужалить, так же нельзя обижать беззащитные маленькие существа.
В процессе наблюдений за живой природой, у детей обогащается активный словарь по теме, развиваются элементарные навыки фразовой речи.
«На заборе сидит, «ку-ка-ре-ку» кричит»
(Петушок)

«Громко лает, а в дом не пускает: «Ав-авав!»
(Собачка)

«Кричит: «Му-у-уу!» Кто это? Не пойму?»
(Корова)


«А у нас в саду жилец -
Бойкий, маленький скворец.
Тихий сад повеселел,
От того, что он запел».

«Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки,
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей».

«У крыльца лохматый пес
Лег, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может, дремлет, может, спит.
А попробуй, сунься вор –
Вмиг залает на весь двор».

Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь»!

Литература
1. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2007.
2. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Издательство «Мозаика – Синтез» Москва 2007.
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Издательство «Мозаика – Синтез» Москва 2006.

Просмотров: 599
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Фаниля Усманова. Конспект по ПДД 'Внимание, дети!'
  • Хлебникова Ольга Владимировна. Дневник наблюдений за изменениями природы весной. Исследовательская работа.
  • Лучина Зинаида Дмитриевна. Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
  • Галина Шаповал. Семинар – практикум для родителей по теме: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»
  • Качук Мария Сергеевна. Презентация 'Особым детям — особое внимание'
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Керица Ольга Александровна. Интегрированное занятие (развитие речи + аппликация) для детей средней группы по теме: «Весна. Перелётные птицы»
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Ольга Витальевна Лушникова. Перспективное планирование по развитию речи детей 2-3 лет в процессе ознакомления с природой
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Юлия Грабельникова. Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Фирсова Светлана Викторовна. Навыки пожаробезопасного поведения дошкольников в период новогодних праздников. Тема «ВНИМАНИЕ, ЕЛКА»
  • Кружкова Татьяна Владимировна. Проект по развитию речи и ознакомление с художественной литературой «Дети дошкольного возраста знакомятся с творчеством А. П. Чехова»
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь