Дорогие коллеги! Сегодня я дам вам мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников с помощью дидактических игр и игровых приемов».
Хочу процитировать известного русского учителя — психолога П.Ф. Каптерева.
«Образование и игра — не враги, чьи цели и интересы полностью противоположны; это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одним и тем же путем и взаимно поддерживать друг друга».
Дидактическая игра является обучающим средством, поэтому ее можно использовать при усвоении любого материала и проводить как с группой детей, так и индивидуально.
Дидактические игры и игровые приемы, используемые как средства речевого развития детей, должны основываться на следующих принципах:
- Дидактическая игра должна строиться на программном материале.
- Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
- Преимущества должны быть визуально привлекательными.
Требования к дидактическим играм:
- Каждая игра должна включать упражнения для умственного развития детей.
- В дидактической игре должна быть увлекательная задача, решение которой требует умственных усилий, преодоления некоторых трудностей.
Для речевого развития детей использую следующие виды дидактических игр и игровые приемы:
Дидактические игры и приемы развития речи с мячом:
1. «Бросьте мяч и животных, растений, овощей, фруктов, чисел, месяцев, дней недели, чисел, дорожных знаков и т.д. — назовите это».
Цель: расширение словарного запаса за счет использования обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые понятия.
2. «Я знаю 5 названий городов, посуды, одежды, мебели и т. Д.»
Цель: расширение словарного запаса детей за счет использования обобщающих слов, развитие скорости реакции, ловкости.
3. «Давайте поговорим о теме»
Цель: активизация и пополнение словарного запаса ребенка.
4. «Называйте это правильно»
Цель: правильно расставить акценты.
Дидактические игры и приемы развития речи
1. «Расскажи мне об этом»
Цель: активация глаголов, эпитетов, прилагательных. Развитие внимания, элементы произвольного внимания.
2. «Назовите это с любовью»
Цель: закрепление согласованности прилагательного с существительным, образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.
3. «Украсить слово»
Цель: развитие воображения и речи, расширение словарного запаса.
Дидактические игры и приемы с мячом.
1. «Скажи обратное».
Цель: расширение словарного запаса.
2. «Подобные слова».
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять близкие по смыслу слова.
3. «Завершите фразу».
Цель: научить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от фразы меняют свое значение.
Таким образом, использование дидактических игр и игровых приемов открывает большие возможности для развития речи у дошкольников.
- Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
- Обеспечивает психологический комфорт;
- Дети запоминают большой объем речевого материала;
- Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).
Дидактические игры универсальны, их разнообразие и содержание зависит только от вашей фантазии и желания поработать с детьми весело и интересно. Желаю успехов в работе. Спасибо за внимание!
|