Муравлева Элла Александровна. Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Муравлева Элла Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР – Д/с №18 г.Кропоткина, Краснодарского края

К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование связной монологической речи. Это необходимо и для речевого развития, и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего от своевременного его начала и правильно выбранных методов работы.

Так как развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе, я начала исследование, которое было направлено на выработку и применение эффективных методов при формировании связных речевых высказываний у детей с речевой патологией.

В ходе исследования я пришла к выводу, что наиболее приемлемой формой работы по преодолению нарушений связной речи у детей-логопатов – является использование метода наглядного моделирования.

 Скачать конспект

Основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного вида наглядные модели, схемы, таблицы). Символ, как и понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию и пониманию логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов. При этом наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Необходимо отметить, что применение наглядного моделирования позволяет актуализировать и активизировать лексический запас ребёнка.

Начинала свою работу с активизации словаря детей словами-предметами, словами-действиями и словами-признаками с помощью наглядной основы – моделей-картинок, а затем моделей-знаков, обозначающих части речи. Дошкольники учились обозначать каким-либо одним символом ( «заместителем») реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта. Затем дети объединяли модели-картинки по смыслу в словосочетания.

Также важным этапом была работа с использованием наглядного моделирования над родственными словами, так как она развивала у воспитанников языковое чутье, расширяла словарный запас, формировала навык словообразования.

Во время работы по картам-схемам, отражающим основные свойства объектов, наблюдалась положительная динамика у детей в составлении описательных рассказов и загадок-описаний по всем лексическим темам.

В результате использования моделей-предлогов в упражнениях и заданиях, дети-логопаты научились пониманию смыслового значения наиболее распространённых предлогов русского языка и правильному употреблению в речи предложно-падежных конструкций.

При рассматривании таких предметов, как фрукты, овощи, животные, птицы, времена года, я знакомила детей с сенсорно-графической схемой В.К. Воробьёвой, которая наглядно отражает сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогла определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде.

При описании таких объектов, как игрушки, одежда, посуда, животные и пр. я применяла модели, рекомендуемые Т.А. Ткаченко. Их модифицировала таким образом, чтобы они отражали параллельную (лучевую связь) предложений в рассказе. На этапе усвоения содержания и структуры рассказа продолжают формироваться действия по использованию моделей, поэтому схемы описаний даются готовые. Они представляют собой обобщённый план описания. Если предыдущие модели иллюстрировали конкретные признаки какого-либо предмета, то в новой модели признаки обозначаются обобщённо. Ребёнок, ориентируясь на обобщённые символы цвета, величины, материала и т.п., может самостоятельно определить признаки описываемого объекта и перечислить их в своём рассказе.

Как показала практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка-логопата в общении, является метод пиктограмм (символических изображений, заменяющих слова), изображающим предметы (на голубом фоне) и действия с ними (на красном фоне). Работа с таблицей пиктограмм помогла развить у дошкольников ощущение системного устройства языка.

При затруднении детей-логопатов в заучивании наизусть стихотворений, приходилось заменять символами почти каждое произносимое слово. Иногда символическая аналогия позволяли записать целое предложение на одной карточке. Но, если необходимо было обратить особое внимание детей на какие-то слова, то я их выносила на отдельную карточку. При заучивании наиболее сложного текста некоторые слова заменяла соответствующей буквой или оставляла крупно напечатанными на карточке. Очень длинные тексты дети пересказывали по схеме-плану. Учитывая возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении.
  • развитие связной речи, умение находить взаимосвязи.

Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т.п.

Использованная литература

  1. Абызова Т.А., «Формирование речевых умений связного устного высказывания у детей с ОНР через моделирование плана высказывания». Методические рекомендации.
  2. Бараева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В., «Я – говорю! Я – ребенок!», Москва, Дрофа, 2007
  3. Бараева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В., «Я – говорю! Ребенок и явления природы», Москва, Дрофа, 2007
  4. Васильева С., Соколова Н., «Логопедические игры для дошкольников», Москва, Школьная Пресса, 2001
  5. Воробьева В.К., «Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи». Журнал «Дефектология», 1988 №6
  6. Воробьева В.К., «Обучение первоначальному навыку высказывания младших школьников с моторной алалией». Журнал «Дефектология», 1989 №4
  7. Воробьева В.К., «Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи». Журнал «Дефектология», 1990 №4
  8. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», Москва, Просвещение, 1981
  9. Каширина И.И., Костылева Н.А. Играем, говорим, рисуем, учимся от 3 до 5 лет. Где, куда, откуда или, котенок Пух и его друзья. г. Воронеж: «Институт практической технологии», 1998
  10. Малетина Н., Пономарева Л., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». Журнал «Дошкольное воспитание», 2004 №6.
  11. Мальцева И.В. «Бродилка», Москва, Карапуз, 2001
  12. Мартынова С.А., учитель-логопед МДОУ №115, г. Оренбург. Опыт работы «Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня», 2005
  13. Пищикова О.В., статья «Работа с дошкольниками», 2005-2006
  14. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  15. Пшонко В.В. Доскажи словечко. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32 с. (Конфетка)
  16. Сапогова Е.Е., «Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников».
  17. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., «Технологии развития связной речи дошкольников», 2004
  18. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б., «Технология составления творческих текстов по картине», Челябинск, 2000
  19. Тарасова А.В. «Знаменитые сказки», Москва, Росмэн-Пресс, 2006
  20. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет ОНР», Альбомы 1-4, 2007
  21. Ткаченко Т.А., Ткаченко Д.Д., «Занимательные символы», Москва, Прометей, 2002
  22. Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет», Москва, ГНОМ и Д, 2001
  23. Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет», Москва, ГНОМ и Д, 2001
  24. Ушакова О.С. «Программа развития речи у детей дошкольного возраста в детском саду». Москва, СФЕРА, 2004

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа по картине «В лесу»

Тема: «Составление описательного рассказа по картине В. Федотовой «В лесу».

Цель:

  1. Систематизировать знания детей о растительном и животном мире леса.
  2. Учить детей выделять объекты, изображенные на картине; устанавливать связи между объектами; составлять схемы получившихся предложений, используя символические обозначения частей речи.
  3. Упражнять дошкольников в умении определять признаки предметов, с помощью органов чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса.
  4. Формировать умение подбирать образные характеристики объекту по заданным признакам, составлять фразы метафорического плана, использовать в работе установленную модель ответа.
  5. Составлять связный рассказ о событиях, происходящих в прошлом с данным объектом картины, используя графические способы представления информации.

Оборудование:

  • картина В. Федотовой «В лесу»;
  • схематическое письмо; модели объектов картины (женщина, девочка, мальчик, щенок, белка, еж, птица, птенцы, бабочка, жук, береза, дуб, ель, елка, шишка, гнездо, ведро, корзина, пень, земляника, грибы: подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор);
  • модели предлогов (в, на, под, из, из-за, между, перед);
  • символы частей речи;
  • фишки;
  • схема составления загадок и метафор;
  • наглядная модель схемы предложения, состоящего из 8-10 слов, магнитная доска, маркеры.

Предварительная работа: знакомство с моделями частей речи – чтение и рассматривание книг; составление, с помощью частей речи, простых и распространенных предложений; лексико-грамматические игры: «Цепочка», «Ищу друзей», «Угадай по описанию», «Выбери признак, который есть у других объектов», «Составь загадку», «Красивые выражения», «Что было, что будет?»; составление описательного рассказа по картине «Приусадебный участок»; использование схем ответа при составлении загадок и метафор о данных предметах и объектах данной картины.

Просмотров: 858
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Екатерина Тарасова. Презентация 'Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)'
  • Балина Наталья Евгеньевна. Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
  • Разбакова Наталья Александровна. Формирование связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Гетьман Татьяна Ивановна. ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Девятерикова Марина Александровна. Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление описательного рассказа о новогоднем подарке.
  • Гребенкина Наталья Васильевна. Конспект занятие по развитию связной речи. Тема: Москва-столица России.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь