Основной задачей педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, является формирование интереса к процессу обучения и его мотивация. Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи зачастую испытывают трудности в усвоении программы детского сада, что в дальнейшем негативно сказывается на их школьном обучении.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи у таких детей могут проявляться в нарушении звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, в нарушении темпа и плавности речи.
Работая в группе детей с ТНР, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и улучшающие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В роли заместителя могут выступать предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т. В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с ТНР состоит в том, что:
- во-первых, для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядных моделей вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
- работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
Использования наглядных моделей на различных этапах коррекционно-развивающей работы позволяют мне активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.
На этапе развитие артикуляционного аппарата я использую картинки-символы, которые соответствуют данному артикуляционному упражнению.
Во время знакомства со звуком, детям предлагается его зрительный символ, а также модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков. Для обозначения согласных звуков используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Со зрительными символами дети знакомятся постепенно по мере изучения гласных и согласных звуков. (Ткаченко Т. А. «Звуки и знаки»). Затем дети знакомятся с характеристикой звуков по артикуляционным и акустическим признакам, с помощью графических символов. Позднее по таким графическим символам дети рассказывают о любом звуке, определяют, о каком звуке идет речь, учатся сравнивать звуки, ведь с помощью символов они наглядно видят, чем один звук отличается от другого.
После того, как звук был отработан, его символ «заселяется» в свой звуковой замок: гласные звуки– в красный, согласные твердые — в синий, согласные мягкие — в зеленый. (Пособие «Звуковые замки).
С помощью сигнальных карточек трех цветов, красной, синей, зеленой, дети на слух дифференцируют гласные звуки и согласные, согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости. (Игра «Сигнальщики»).
Пособие «Звуковое Чудо-дерево» в игровой форме позволяет определять наличие заданного звука в слове и определять, какой он: твердый или мягкий, звонкий или глухой, раскладывая картинки в нужную корзинку.
Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, учатся определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. (Пособие «Слоговые облака»)
С помощью модели слова в виде домика с тремя окошками дети определяют место звука в слове: начало, середина, конец. (Пособие «Позиционный домик»).
На этапе звуко-буквенного анализа слов, детям очень нравиться работать с пособием «Звуко-буквенный корабль», в котором символами звуков в анализируемом слове выступают цветные крышки, которые нужно прикрутить к «иллюминаторам» корабля, параллельно развивая мелкую моторику пальцев рук и координацию движений.
Наглядная модель предложения представлена в виде пособия «Поезд-предложение». Дети в игровой форме, с помощью зрительной опоры знакомятся с предложением, с правилами раздельного написания слов в предложении, выкладывают схему заданного предложения, составляют предложение по заданной схеме, определяют порядок и количество слов в предложении.
При формировании лексико-грамматических категорий я использую графические схемы предлогов, местоимений, глаголов.
Использование наглядных моделей-схем, пиктограмм для всех видов связных высказываний, пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять
логопедическую коррекцию связной речи детей с ТНР.
Благодаря методу наглядного моделирования дети, анализируя новый материал и графически его обозначая (с помощью взрослых), учатся самостоятельно строить план своих высказываний. У них повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своей деятельности, совершенствуются речь, память, внимание, мышление, что повышает результативность коррекционной работы.
|