Балина Наталья Евгеньевна. Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Основной задачей педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, является формирование интереса к процессу обучения и его мотивация. Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи зачастую испытывают трудности в усвоении программы детского сада, что в дальнейшем негативно сказывается на их школьном обучении.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи у таких детей могут проявляться в нарушении звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, в нарушении темпа и плавности речи.

Работая в группе детей с ТНР, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и улучшающие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В роли заместителя могут выступать предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

 

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т. В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с ТНР состоит в том, что:

  • во-первых, для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядных моделей вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала;
  • перевод его на знаково-символический язык;
  • работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Использования наглядных моделей на различных этапах коррекционно-развивающей работы позволяют мне активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.

На этапе развитие артикуляционного аппарата я использую картинки-символы, которые соответствуют данному артикуляционному упражнению.

Во время знакомства со звуком, детям предлагается его зрительный символ, а также модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков. Для обозначения согласных звуков используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Со зрительными символами дети знакомятся постепенно по мере изучения гласных и согласных звуков. (Ткаченко Т. А. «Звуки и знаки»). Затем дети знакомятся с характеристикой звуков по артикуляционным и акустическим признакам, с помощью графических символов. Позднее по таким графическим символам дети рассказывают о любом звуке, определяют, о каком звуке идет речь, учатся сравнивать звуки, ведь с помощью символов они наглядно видят, чем один звук отличается от другого.

После того, как звук был отработан, его символ «заселяется» в свой звуковой замок: гласные звуки– в красный, согласные твердые — в синий, согласные мягкие — в зеленый. (Пособие «Звуковые замки).

С помощью сигнальных карточек трех цветов, красной, синей, зеленой, дети на слух дифференцируют гласные звуки и согласные, согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости. (Игра «Сигнальщики»).

Пособие «Звуковое Чудо-дерево» в игровой форме позволяет определять наличие заданного звука в слове и определять, какой он: твердый или мягкий, звонкий или глухой, раскладывая картинки в нужную корзинку.

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, учатся определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. (Пособие «Слоговые облака»)

С помощью модели слова в виде домика с тремя окошками дети определяют место звука в слове: начало, середина, конец. (Пособие «Позиционный домик»).

На этапе звуко-буквенного анализа слов, детям очень нравиться работать с пособием «Звуко-буквенный корабль», в котором символами звуков в анализируемом слове выступают цветные крышки, которые нужно прикрутить к «иллюминаторам» корабля, параллельно развивая мелкую моторику пальцев рук и координацию движений.

Наглядная модель предложения представлена в виде пособия «Поезд-предложение». Дети в игровой форме, с помощью зрительной опоры знакомятся с предложением, с правилами раздельного написания слов в предложении, выкладывают схему заданного предложения, составляют предложение по заданной схеме, определяют порядок и количество слов в предложении.

При формировании лексико-грамматических категорий я использую графические схемы предлогов, местоимений, глаголов.

Использование наглядных моделей-схем, пиктограмм для всех видов связных высказываний, пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять

логопедическую коррекцию связной речи детей с ТНР.

Благодаря методу наглядного моделирования дети, анализируя новый материал и графически его обозначая (с помощью взрослых), учатся самостоятельно строить план своих высказываний. У них повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своей деятельности, совершенствуются речь, память, внимание, мышление, что повышает результативность коррекционной работы.

Просмотров: 805
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Муравлева Элла Александровна. Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Екатерина Тарасова. Презентация 'Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)'
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Анисимова Светлана Геннадьевна. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
  • Сукоркина Ольга Викторовна. Обучение пересказу детей с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет с помощью рисования.
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Маркова Оксана Васильевна. Мастер — класс «Использование наглядного моделирования в обучении дошкольников 6-7 лет решению арифметических задач»
  • Карпеева Ксения Викторовна. Опыт работы по теме: «Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
  • Кружкова Татьяна Владимировна. Проект по развитию речи и ознакомление с художественной литературой «Дети дошкольного возраста знакомятся с творчеством А. П. Чехова»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Разбакова Наталья Александровна. Формирование связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Воронина Ирина Ивановна. Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с помощью нетрадиционных материалов.
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Тимченко Светлана Максимовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие по стране гласных и согласных звуков и букв»
  • Спиридонова Татьяна Владимировна. Чтения художественной литературы с использованием средств наглядного моделирования
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Использование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольниками
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Морозова Карина Анатольевна. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) по дифференциации звуков «С» и «Ш».
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Калатинская Анна Александровна. Использование информационно коммуникационных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь