Людмила Широкова. Проективные карты в работе педагога-психолога

Проективные карты в работе педагога-психологаЧто такое проективные карты? На первый взгляд, это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле, это универсальный инструмент в руках педагога-психолога,  т.к. карты могут применяться как с детьми, так и с педагогами и с родителями в различных направлениях: в проективной диагностике, консультировании, тренинговой работе, психокоррекции и т.д.
В независимости от направления работы проективные карты создают особую обстановку, способствующую подлинно глубокому самовыражению, раскрытию и саморефлексии, а также развивают творческие способности всех, кто соприкоснется с ними.
О других преимуществах проективных карт (иначе их еще называют метафорическими, ассоциативными), также как и об истории данного метода  можно прочитать в интернете.
Какими бывают проективные карты?
Карты могут содержать только изображение, либо изображение с надписью. На картинках часто можно встретить пейзажи, людей, животных, ситуации из жизни, предметы, отрицательных и положительных сказочных героев и т.д.
Мое первое знакомство с ассоциативными метафорическими картами началось с колоды «Мастер Сказок» Т. Зинкевич-Евстигнеевой. Приобретая эту колоду, не думала, что она будет так широко и часто применима мной. Ее яркие красочные карты (кстати, с подробной инструкцией) будят воображение не только у детей, но и у родителей.
Чуть позже к этим картам добавились «Проективные сказочные карты» Н.И. Олифирович, Г.И. Малейчук, «Мир сказочных историй» Джон и Кейтлин Мэттьюз.
В работе с родителями и педагогами выручают метафорические ассоциативные карты «Она» К. Крюгер, «Закон притяжения» Эстер и Джерри Хикс.
Самые последние карты, которые появились в моем «волшебном сундучке»  - это карты Евы Морозовской «Ёжкины сказки», «Герои и злодеи», «Жизнь как Чудо». От этих позитивных и немного мультяшных карт просто в полном восторге наши дошколята.
Как применять проективные карты в работе педагога-психолога?
Далее мне хотелось бы кратко рассказать, как можно применять карты в работе педагога-психолога и привести в пример несколько игр и упражнений. Сразу оговорюсь, что они не являются моими, т.е. авторскими, и взяты из инструкций и методических руководств к картам, которые есть в моем арсенале и были описаны выше.
Проективные карты в работе с детьми
Вытаскивание карт на занятиях вносит некое волшебство, яркость и фантазию во взаимодействие педагога-психолога с детьми. Отталкиваясь от картинок на картах, дети сочиняют истории и сказки индивидуально или в небольших группах, узнают и придумывают новые слова так необходимые для описания главных персонажей и обстановки вокруг них. Рисуют картины и лепят фигурки, связанные с той или иной картой, которая им досталась. С помощью педагога-психолога делают театральные постановки по придуманному ими рассказу вокруг одной или нескольких карт. Сочиняют мелодии, которые бы могли напевать герои, изображенные на карте.
Игра «Сказка на всех»
Инструкция: педагог-психолог первым вытягивает карту из колоды и начинает сочинять сказку, следом каждый ребенок вытаскивает по карте и добавляет что-то свое в содержание сказки, в разворот ее событий.
Хороший помощник в этом колода «Ёжкины сказки» Евы Морозовской, которая включает 60 карт, условно отнесенных к 4 категориям в соответствии с цветом рубашки карт.
Фиолетовая рубашка обозначает категорию «Герои». В перипетиях сюжета Друзья, Враги и Другие Существа тоже могут браться отсюда.
Синяя рубашка обозначает категорию «Антураж Героя», т.е. его происхождение, аксессуары, волшебные предметы и т.д.
Зеленая рубашка покрывает карты категории «Действия»: на этих картах герои совершают поступки, и эти поступки вплетаются в сюжет.
Четвертая категория, с красно-оранжевой рубашкой, это «Взаимодействия». На каждой карте минимум два участника, которые каким-то образом относятся друг другу.
Педагог-психолог может направлять детей сочинять сказку по определенной схеме, например: экспозиция – завязка – перипетии – кульминация – развязка. После того, как сказка сложилась, педагог-психолог по необходимости подключает и другие методы арт-терапии: изотерапию, песочную терапию, инсценировку и др.
Проективные карты в работе с родителями
С помощью карт можно консультировать родителей. Для начала они определяют вопрос, который их волнует, или тему, в отношении которой хотелось бы приобрести ясность. Для поиска решения педагогом-психологом будут задаваться вопросы в соответствии со схемой выбранной техники. Для поиска ответа на каждый вопрос вытаскивается одна или несколько карт. Есть два способа вытаскивать карту: «вслепую», когда карты лежат рубашкой вверх, или «в открытую», когда карты лежат вверх изображениями. Выбор карты вслепую – это всегда вызов творческим способностям мам, пап и бабушек, и именно этот способ порождает подлинно ошеломляющие открытия.
В качестве примера вопросы родителям по вытянутой карте:
Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Его настроение? Что бы он сказал вам с позиции своего опыта по выбранной вами теме? и т.д.
Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий?
Если на картинке изображен пейзаж – где находится это место? Чьими глазами виден этот пейзаж? Что происходит за границами видимого на картинке?
Если на картинке различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить для решения вашей ситуации? Где в вашей жизни есть место для таких вещей?
Для чего вам досталась эта карта? Что она хочет вам сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?
Следует отметить, что проективные карты легко вплетаются в выстраивание генограммы обратившейся за помощью семьи, позволяют определить повторы в жизненных сценариях и, как итог, скорректировать детско-родительские отношения.
Проективные карты в работе с педагогами
Можно включать упражнения с проективными картами во все структурные элементы тренинга для педагогов и воспитателей: в качестве «ледоколов», выявления ожиданий участников, их представления о себе, статусе, роли в коллективе, для обучающих игр, демонстраций, мозгового штурма, сбора обратной связи и завершения тренинга.
В групповой работе следует придерживаться ряда правил:
- Хозяин карты – хозяин рассказа. Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями и не навязывают свою точку зрения.
- Истина в глазах смотрящего. Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту.
Пример упражнения для тренинговой работы с педагогами «Я бывают разные».
Необходимо разложить карты колоды  картинкой вверх. После выполнения первой половины упражнения перевернуть карты картинкой вниз и перемешать. Вторую часть карт педагоги вытягивают вслепую.
Инструкция участникам: выберите пять карт, которые представят вас  в пяти ролях:
1. Я как Воспитатель, Педагог (Профессионал)
2. Я как Дитя
3. Я как Родитель
4. Я как Супруг (Партнер в отношениях)
5. Я как Творец нового
Обсудите значение карт и причины их выбора в парах. По завершении обсуждения выберите еще пять карт интуитивно, это будет ваш бессознательный выбор. Обсудите карты второго круга в парах, затем в общем кругу. Вопросы для обсуждения: где сознательный и бессознательный выбор сходятся, а где противоречат друг другу? Что нового я узнала о себе?
В качестве итога добавлю, что лично меня поражает простота и глубина применения проективных карт в работе педагога-психолога. Это не только мощнейший универсальный инструмент, но и возможность быстро, безболезненно и с юмором помочь самой себе, а иногда и просто поднять настроение.

Просмотров: 716
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Мартынова Жанна Валерьевна. Оформление карты развития и карты выпускника
  • Кравченко Елена Евгеньевна. «Интеллектуальные карты в работе с детьми с ЗПР»
  • Гульняева Юлия Владимировна. Конспект занятия по линейной графике с детьми подготовительной группы «Космические карты»
  • Махотина Юлия Владимировна. Технологические карты сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
  • Федорова Наталья Сергеевна. Флеш-карты как средство ознакомления детей с русской народной культурой.
  • Дудник Олеся Николаевна. Карты Проппа как средство развития речи старших дошкольников.
  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование интеллектуальной карты для развития связной речи у дошкольников с ОНР
  • Булгакова Наталья Александровна. Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Технология интеллектуальной карты в воспитательно –образовательном процессе с дошкольниками»
  • Петрова Елена Михайловна. Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников
  • Подопригора Людмила Сергеевна. Фрагмент мероприятия совместной образовательной деятельности с использованием интеллект-карты план-конспект «Зима»
  • Костенко Эльвира Леонидовна. Непосредственно-образовательная деятельность «Семья и семейные традиции» для детей старшей группы с использованием интеллект карты.
  • Попугай Ирина Ивановна. Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»
  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками с нарушениями речи
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя ДОУ 'Использование ИКТ и мультимедийных средств в работе психолога'
  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»
  • Олейник Светлана Валерьевна. Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
  • Хамзина Алсу. Использование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду
  • Любовь Васильевна Маранцева. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ.
  • Кравцова Александра Александровна. Три кита в современной работе педагога психолога в ДОУ.
  • Саватеева Светлана Павловна. Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ
  • Капорская Евгения Леонидовна. «Формирование нравственности у детей дошкольного возраста с помощью использования карт В.Я. Проппа»
  • Викулова Оксана Николаевна. Использование элементов сказкотерапии в работе педагога-психолога.
  • Никитина Анна Валерьевна. Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО
  • Брюхно Лариса Александровна. Применение в работе педагога–психолога ДОУ здоровьесберегающих технологий
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Марко Надежда Тарасовна. Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
  • Ксения Олеговна Кукарцева. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ
  • Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование интерактивной папки в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками с интеллектуал



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь