Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя ДОУ "Использование ИКТ и мультимедийных средств в работе психолога"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №386 городского округа Самара
Авторы-составители: педагог-психолог Вязовцева Е.И. воспитатель Жукова Г.Н.
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в непосредственно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (4-6 лет) «Я наблюдаю, я чувствую, я воображаю»
Скачать конспект
Мир полон красок и звуков. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем интереснее ассоциации. У детей с рождения уже все есть:
- они умеют видеть то, что не видно остальным
- слышать непонятные волшебные звуки
- окрашивать мир в свой любимый цвет.
А взаимодействие воспитателя и педагога-психолога помогает детям делать первые шаги в индивидуальный мир творчества и фантазии, учитывая их индивидуальные особенности, желания и интересы: ребенок играет с неоформленным материалом, превращая предметы в персонажи с определенным характером. Погружаясь в мир природы, наслаждаясь её гармонией у ребёнка рождаются в душе различные настроения. Ему предоставляется возможность реализовать свои ощущения, чувства и образы с помощью различных изобразительных средств. В основе работы с детьми лежит принцип – «Я наблюдаю, я чувствую, я воображаю»
Предлагаем вашему вниманию интегрированное занятие в старшей группе, на тему «Как мы для Весны краски искали», которое проводят совметно воспитатель данной группы и педагог-психолог. Это занятие из цикла занятий по временам года.
Задачи.
- Формировать у детей познавательный интерес к миру природы.
- Развивать восприятие, память, внимание, мышление и воображение воспитанников.
- Активизировать словарный запас детей по теме «Весна», способствовать развитию связной речи.
- Закрепить умение рисовать предметы, передавая особенности цвета и строения.
- Развивать творческие способности (подводить детей к созданию несложной сюжетной композиции, располагать изображения по всему листу).
- Налаживать положительный психоэмоциональный контакт с детьми (эмоциональное раскрепощение детей).
- Развивать эстетический вкус у воспитанников посредством цвета, формы, слова, музыки.
Предварительная работа. (с использованием интерактивной доски)
- Прослушивание музыкальных произведений. (Ф. Шопен, Г.Свиридов, П.Чайковский)
- Рассматривание репродукций известных художников на тему весна.
- Наблюдение за весенними явлениями на прогулке с детьми.
- Чтение художественной литературы на тему «Весна».
- Проведение игр на развитие восприятия и мышления у детей.
Музыкальный ряд.
- Г. Свиридов «Метель. Ч.3 Весна»
- Детская песенка «Облака — белокрылые лошадки».
Материал.
- Тонированные листы бумаги (формат А 4)
- Гуашь, кисти.
- Материал для имитаци «облачка», «ручейка».
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, какое время года у сейчас? (Ответы детей).
Вот и к нам пришла весна. Весной природа просыпается, и появляются нежные весенние краски.
Педагог-психолог. И просыпаются новые весенние звуки. Все начинается со звука (звук треугольника), когда ему надоедает блуждать в одиночестве, он находит другой звук, Саша твой звук, (… все дети по очереди ударяют по треугольнику). Эти звуки берутся за руки, как и мы, и получается музыкальный хоровод.
(Дети берутся за руки и встают в круг или полукруг)
Точно так же, в музыкальный хоровод, все звуки весны собрал в своем музыкальном произведении композитор Г. Свиридов. (Можно предложить детям расположиться на ковре или специальных подушечках)
В нем мы услышим звуки весенней природы. Давайте его послушаем.
(Звучит муз. произведение Г.Свиридова)
Музыка рассказала нам о Весне, что вы в ней услышали? (Ответы детей, и помощь педагога: «А я услышала…»)
Воспитатель. Попытаемся раскрасить музыку в разные краски. Как вы думаете, какие краски живут в этой музыке?
(Ответы детей)
Как много красок вы назвали. Когда все краски возьмутся за руки – рождается картина.
Педагог-психолог. Я уже начала рисовать картину о весне. Но какими красками её раскрасить я не знаю.
Воспитатель. Ребята, поможем Елене Исхаковне, и найдем краски для весны, но для этого нам необходимо отправиться в увлекательное путешествие в весенний лес.
Педагог-психолог. Ребята, а на чем бы вы хотели отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
Педагог-психолог. Я предлагаю полететь на воздушном весеннем облачке (белый или голубой материал расстеленный на полу).
(Дети садятся на облачко, звучит детская песенка «Облака –белогривые лошадки»)
Педагог-психолог. Вот мы и приземлились. Скажите, а какое было весеннее облачко? (воздушное, пушистое, белое и т.д.) Какие краски нам может подарить весеннее облачко?
(Ответы детей) «Берутся» краски у «облачка».
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне, облачко оставило вам загадку.
Солнце ласково смеётся, Светит ярче, горечей, А с пригорка нас встречает Разговорчивый… (дети – ручей)
Педагог-психолог. А вот и наш ручеёк, подойдите к нему поближе. Отпустим в ручеёк свои ладошки. Что вы чувствуете? Какой ручеёк? (звонкий, сверкающий, журчащий, веселый…)
(Ответы детей). А почему ручеёк такой прохладный (Потому что солнышко пригревает и под его горячими лучами тает снег, снег холодный и ручеёк холодный.)
Воспитатель. Ручеёк нам подарит холодные краски. Назовите их.
(Ответы детей).
Педагог-психолог. Умоемся прохладной водой из ручейка.
(Дети играют с ручейком)
Педагог-психолог. Интересно куда же бежит наш весенний ручеёк?
Воспитатель. Давайте и мы пойдем вместе с ручейком. Может мы там найдем краски для весенней картины. А вот и наш ручеёк, он привел нас в весенний лес (лес представлен на интерактивной доске и звучат голоса птиц)
Педагог-психолог. Лес встречает нас приветливо. Войдемте же в него и представим, что мы тоже превращаемся в деревья, наши ноги длинные и толстые корни деревьев, они глубоко уходят в землю, почувствуйте, как крепко они стоят на земле. Наши руки превращаются в красивые ветви, которые тянутся высоко-высоко в небо. И вот подул весенний теплый ветерок, он заиграл с ветками деревьев и стал тихонечко их раскачивать, поиграв, ветерок полетел дальше, а деревья затихли, прислушиваясь к звукам в лесу.
(Дети выполняют релаксационное упражнение на снятие психоэмоциональных зажимов)
Лес такой добрый, что тоже подарит нам свои краски. А какие краски он нам подарит? (Ответы детей).
Воспитатель. А вот и солнышко осветило наш лес своими лучами, и в лесу появились новые краски – теплые, солнечные. Назовите их.
(Дети отвечают)
Давайте возьмём их для нашей картины.
Педагог-психолог. Оглянувшись вокруг, мы увидели много интересного, оказывается облако, ручеёк, лес, солнышко имеют свои краски. И при помощи всех красок, которых нам подарили, мы уже можем раскрасить нашу весеннюю картину. Ребятки, и вы нарисуйте свою картину о Весне. Давайте вспомним, что мы сегодня видели (ответы детей: ручеёк, лес, облачко, солнце)
Воспитатель. А это мы все с вами наблюдали на прогулке и знаем как это можно нарисовать.
(сколько способов рисования с помощью руки, имитация и т.д.).
Воспитатель. Ребята, давайте сегодня мы с вами попробуем изобразить весенний пейзаж. Краски уже ждут нас. Вспомним, что краски очень любят смешиваться, и так получается новая краска.
Дети выполняют работу. Педагоги оказывают индивидуальную помощь. По окончанию работы дети выкладывают свои рисунки на «облачко» (или специально отведенное место), проводится рассматривание работ и беседа по содержанию.
Воспитатель. Сегодня мы побывали в гостях у Весны и нарисовали о ней картину.
Рефлексия:
- Дети, расскажите, какие краски вы использовали для своей картины? (ответы детей). Все они разные?
- Если б все на свете было одинакового цвета?
- Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным. Пусть же всё вокруг нас будет Удивительным и разным!
Педагог-психолог. В следующий раз мы узнаем, что у каждой краски есть своё настроение. Давайте ещё раз полюбуемся на свои картины.
Список используемой литературы.
- И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»
- Т.А. Копцева «Природа и художник»
- Н.Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке»
- Алябьева «Занятия психогимнастикой для дошкольников»
|