Развлечение для детей логопедической группы «Ручеёк».
«Гуляют ребятки в рождественские святки»
Ответственный за проведение воспитатель 1кв. категории Арбузова Виолетта Генриховна.
Действующие лица:
Ведущий – взрослый
Два скомороха — взрослые
Колядовщики – взрослые
Коза — взрослый
Подружки — дети
Ведущий: Все на Святки, все на Святки,
Скачать: Развлечение для детей логопедической группы «Ручеёк» (полный конспект)"
Все пришли сюда ребятки!
И овсень, и коляда
Будут вместе с нами, да?
Все дети: Это что такое – Святки?
Ведущий: Вы не слышали, ребятки?
Что ж, придется рассказать,
И, конечно, показать!
(Под русскую народную мелодию в зал вбегают 2 скомороха и танцуют.)
1-й скоморох: Собирайся, народ, на наше представление!
2-й скоморох: Веселись, народ!
Оба скомороха: Всем будет угощение!
1-й скоморох: Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
2-й скоморох: Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас,
Встретим мы его у нас!
(Звучит мелодия русского перепляса,
выбегают ряженные в платки, девочки, играют в снежки.)
1-я подружка: Есть ли в году время лучше, чем наша красавица зима?
2-я подружка: Хоть она снежная и холодная, зато, посмотрите, как она лес разукрасила!
3-я подружка: А какие кругом снежные сугробы и горки! Катишься с такой горы на санях, и дух захватывает.
1-я подружка: А еще зимой хороши долгие вечера. Только звездочки ясные мерцают в небе.
2-я подружка: Но самое веселое время зимой – ее праздники, когда все дарят друг другу подарки, катаются на лошадях и водят хороводы.
1-й скоморох: А давайте, и мы споем песню про красавицу зиму, да снежную метелицу, которая замела все дорожки?
3-я подружка: Да не просто споем, а хоровод заведем!
2-й скоморох: Так чего же вы сидите? В хоровод все становитесь!
“Вдоль по улице метелица метет” (р. н. мелодия в сопровождение фортепиано)
Ведущий: Теперь, когда установились настоящие холода, настало самое веселое время. В старину, когда проходила неделя после встречи нового года, в России начинали праздновать веселую пору Святок: все гуляли вечерами, наряжались в костюмы, пели специальные песенки, которые назывались колядки. Люди радовались, если к ним приходили колядовщики. Это считалось доброй приметой, поэтому гостей старались угостить пряниками и пирогами.
1-й скоморох: А давайте попробуем все вместе отметить Рождественские Святки?
2-й скоморох: Ведь недаром на Руси говорили: “Настали Святки – запевай колядки! ”
(Под музыку «Коробейники» муз. народная, сл. Н. Некрасова появляются колядовщики, в руках у одного из них символ коляды – солнце, украшенное лентами и цветами. Они обходят по кругу зал и исполняют колядку.)
1-й колядовщик: Авсень — потетень,
Новый наступает день.
Когда Святки на дворе –
Все кругом, как в серебре.
Припев: Ой, зимушка-зима,
Чтоб подарочков дала.
Пирогов да пряников,
Колбасы да драников.
2-й колядовщик: Авсень -потетень,
Как в разгаре колядень.
Веселись, честной народ,
Вечер святочный идет!
Ведущий: Добрый день, дорогие колядовщики! Мы вас ждали, мы вам рады!
Ребенок: Говорят, коли колядовщик в гости зашел, лучше этого не бывает. Ведь веселые колядки несут пожелания доброго здоровья и богатого урожая на весь год.
1-й колядовщик: Мы пришли всех прославлять,
Деток малых величать.
2-й колядовщик: Пришла коляда
Накануне Рождества!
Коляда, коляда,
Отворяй-ка ворота!
3-й колядовщик: Мы ходили, мы искали
Коляду, коляду,
По всем дворам, да ярмаркам.
А нашли коляду
В детском вот саду!
4-й колядовщик: Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит песни петь, плясать.
(Дети исполняют песню “Русская зима” музыка и слова А. Олиферовой.
Колядовщики берут зерно и обсыпают всех.
1-й колядовщик: Сеем, веем, посеваем…
2-й колядовщик: С Новым годом поздравляем!
3-й колядовщик: Уродись пшеничка, горох, чечевичка,
На воле – копнами, на столе – пирогами.
4-й колядовщик: С новым годом, с новым счастьем!
Чтоб здоровы были, много лет жили!
1-й скоморох: Пора нам солнышко звать.
Солнышко, повернись, красное, разожгись!
2-й скоморох: Колесо, гори, катись,
С весной красною вернись!
1-й скоморох: За руки быстрей берись,
На карусели прокатись!
Игра “Карусель” Держась за руки, дети вместе со скоморохами и колядовщиками движутся по кругу вправо и произносят:
Завертелись карусели,
И помчались с ветерком,
Поначалу еле-еле,
А потом бегом-бегом!
Карусель сначала медленно движется в правую сторону, с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. С окончанием слов темп движения постепенно замедляется, все останавливаются и кланяются.
Правила игры:
Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.
Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
Подчиняться общему темпу движения и дружно, хором произносить текст.
Ведущий: А вы знаете, ребята, что в старину люди гадали? Им очень хотелось знать, что ждет их впереди в наступившем году.
Колядовщики проводят гадание.
В сумочках у колядовщиков находятся мелкие предметы или игрушки (цветочек, мороженное, машинка…) могут быть и карточки от игры «Лото» с изображением предметов быта, профессий.
Колядовщик подходя к ребёнку, достаёт карточку или игрушку, говорит, что его ожидает в будущем (картинка с изображением врача – «Ты будешь знаменитым доктором, игрушечная машинка – «Тебе подарят новую машинку» …
Ведущий: Спасибо вам, уважаемые Колядовщики, что пришли к нам с поздравлениями да с гаданиями. (Звучат музыкальные инструменты.)
Что за шум у нас в саду?
Это ж ряженные идут,
Нам веселье несут!
Девочки с шумовыми инструментами (маракасы, бубенчики, бубны, кастаньеты, коробочки, ложки) играют и исполняют колядки, музыка народная в сопровождение фортепиано.
Подружки (все): Ой, ребятки, нынче святки,
Не пойти ль нам на колядки?
Там блины, козули,
И кисель в кастрюле!
1-я подружка: Ой, колядка, коляда,
Золотая голова!
Приходила коляда,
Всем добра вам принесла.
2-я подружка: Мы пришли вас прославлять,
Да хозяев величать.
Ой, колядка, коляда,
Всем здоровья принесла.
3-я подружка: Ой, колядка, коляда,
Золотая борода!
Позолоченный усок,
По рублю волосок!
4-я подружка: Подай, тетушка,
Подай, матушка!
На тарелочке,
Да на блюдечке!
5-я подружка: Не отдашь пирожок –
Мы корову за рожок,
Свинку за щетинку,
Быка за хребтинку!
6-я подружка: Долго песни мы тут пели,
А теперь прощаемся.
Если мы вам надоели,
Молчать обещаемся!
Подружки уходят, продолжают играть на шумовых инструментах.
Ведущий: Вот вам, дорогие колядовщики, пряники. Это пряники не простые, а особенные – выпекаются специально к святочным праздникам. Называются козульки, на них изображают коровок, барашков, лошадок. Такие пряники приносили в дом хороший приплод. Встарину считалось, что появление козы приносит удачу в наступающим году.
1-й колядовщик: Где коза проходит, там пшеница родит.
2-й колядовщик: Где коза махнет хвостом, там и хлеб взойдет кустом.
3-й колядовщик: А где стукнет рогом, там хлеб взметнется стогом.
Дети (хлопают в ладоши и читают приговорку): Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Входит Коза, кланяется, затем под музыку «Воздушная кукуруза» в исполн. оркестра Поли Мориа пляшет, вдруг спотыкается и падает.
Скоморохи: А что случилось? Почему Коза упала?
1-й колядовщик: Наша Коза просит угощенье. Тогда она встанет и еще попляшет.
2-й колядовщик: Нашей Козе немного надо: ведерочко гречки на перепечки.
3-й колядовщик: Решето овса, сверху колбаса да три куска сала, чтобы Коза встала.
Козе дарят угощенье, после чего она продолжает свою пляску,
а затем раскланивается.
1-й скоморох: А сейчас выходи, детвора,
Поплясать с Козой пора!
Пляска-игра “Пошла Коза по лесу”
Дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.
«Коза» — движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.
«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется.
Затем они расходятся, и каждый ищет новую пару. Так продолжается, пока все дети не встали в пары.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
2-й скоморох: Праздник дружно продолжаем
И играть мы начинаем!
Русская народная игра “Никанориха” Ходьба в кругу со словами
«Никанориха гусей посла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козел-то упирается. (притопывание 3 раза сужая круг)
После последнего притопывания дети разбегаются, на сигнал «стоп» стоят на месте и говорят слова, хлопая ладошками
«Надо быстро пару взять, чтоб козленочком не стать (показать рожки) по окончании слов дети ищут себе пару.
Ведущий: А теперь попробуйте, ребятки, отгадать зимние загадки.
Загадка первая:
Старик у ворот, всё тепло уволок.
Дети: Мороз!
Ведущий: Молодцы! Следующая загадка:
Скатерть бела весь свет одела.
Дети: Снег!
Ведущий: Не бриллиант, а светится.
Дети: Лед.
Ведущий: Закружила, замела – стала улица бела.
Дети: Метель!
Ребенок: Хорошо, что каждый год
К нам зима приходит,
Песни звонкие поет,
Хоровод заводит.
Ведущий: Вот каким веселым получился у нас праздник Святок. Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Спасибо вам, милые Колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздать деткам святочные пряники – козульки.
|