Уровень программы: стартовый, Возраст обучающихся: пятый год жизни, Срок реализации: 8 месяцев
Авторы составители: Воспитатель Михайлова О.И. г. Саров, 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Скачать программу
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов ( «рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально — положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Цель– создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
- Обучать основам создания художественных образов.
- Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисование.
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Подходы и методы их реализации:
- Систематические занятия.
- Игры, игровые приемы.
- Организация и оформление выставок детских работ.
Организация занятий кружка:
Периодичность — 1 раз в две недели.
Длительность — 20 минут.
Ожидаемый результат работы кружка:
- Дети познакомятся и научатся использовать различные изобразительные материалы и техники;
- Проявится творческая активность у детей и развитие уверенности в себе;
- Научатся свободно выражать свой замысел;
- Научатся ориентироваться на листе бумаги;
- Проявятся творческие способности детей.
Используемые нетрадиционные художественные техники
- Техника монотопия: ребенок складывает лист симметрично, потом разворачивает. На одной половине листа рисует половину изображаемого предмета и опять складывает лист бумаги для получения отпечатка.
- Рисование по сырому фону: ребенок смачивает лист бумаги губкой, теперь заполняем основной фон, смешивая краски и подбирая не насыщенные цвета. Набирает на кисточку основной цвет – оранжевый, жёлтый, красный и легко прикасаемся к бумаге. Смотрим, как растекается, и добавляем мазки других оттенков.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
- Рисование ватными палочками: ребенок закрашивает данную картинку разными цветами с помощью ватных палочек.
- Рисование ватными дисками: сначала ребенок тонирует бумагу, затем складывает ватные диски пополам и набирает определенный цвет, затем наносит на бумагу, либо использует сам диск и закрашивает его в нужный ему цвет.
- Ниткография: ребенок набирает нитью краску, прикладывает к листу, а сверху еще одним листом накрывает нить, затем водит нитью в разные стороны, создавая причудливый узор. Дальше этот узор дорисовывает до силуэта.
- Печатание природным материалом: рисование отпечатками является простым способом рисования: на отпечатанную поверхность предмета набирается или наносится кисточкой краска, вертикальным движением ставим отпечаток на лист бумаги.
- Воскография: сначала ребята тонируют лист бумаги восковыми карандашами, затем лист бумаги закрашивается черной краской или гуашью. Когда краска высохнет, дети палочкой процарапывают узор
- Рисование поролоном: в основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета.
- Рисование вилкой: еще один вариант печатания необычным предметом- рисование вилкой, гуашь наливается в плоскую тарелочку, плоской поверхности вилки ребенок набирает краску и делает отпечатки на бумаги, получается узор.
- Рисование свечой: свечой наносится узор на бумаги, затем фон красится гуашью, то место где был узор остается не прокрашенным, получается картина
Основные направления деятельности
- Диагностическое.
- Художественно – эстетическое.
- Образовательное.
- Кружковая работа.
- Научно – методическая деятельность.
Организация мониторинга – мониторинг проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае.
Критерии оценивания:
- Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков;
- Предметное восприятие: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов;
- Сюжетное рисование: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники;
- Декоративное рисование: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник
|