Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Как красивы краски осени!»
Образовательную деятельность подготовила и провела воспитатель здания ГБОУ Школы № 1370, расположенного по адресу: Алтуфьевское шоссе, дом 56 Б, Остологова Елена Олеговна
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Обобщить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе осенью;
- Закрепить умение разгадывать ребусы;
- Закрепить умение различать цветовые оттенки осенней листвы;
- Закрепить представление о жанре живописи – пейзаж;
- Учить детей внимательно рассматривать картину И. Левитана «Золотая осень», понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа;
- Побуждать детей высказываться выразительно и образно, используя в речи определения и сравнения.
Развивающие задачи:
- Развивать логику, мышление, развитие речи;
- Развивать творческое воображение;
- Развивать цветовое восприятие;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, переданного в музыке, стихах и живописи;
- Воспитывать умение замечать прекрасное в окружающем мире и искусстве;
- Воспитывать потребность в наслаждении красотой природы.
Материал и оборудование:
- телевизор;
- магнитофон;
- разноцветные «кленовые листочки» с ребусами — по количеству детей;
- тонированная бумага А4;
- гуашь;
- кисть круглая №1 по количеству детей;
- кисть круглая №3 по количеству детей
- подставки для кисточек по количеству детей;
- салфетки;
- баночки с водой по количеству детей;
- Поэтические произведения: И.Бунин «Осень», Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной» (отрывок), АКушнер «О картинах».
- Репродукция картины И.Левитан «Золотая осень».
- Фото презентация «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём».
- Музыкальное сопровождение: Э.Григ «Утро», А.Вивальди «Осень», П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс», «Октябрь», М.Глинка «Вальс-фантазия».
Ход образовательной деятельности:
Звучит «Утро» Э. Григ, под музыку дети входят в группу, встают на ковер, на котором лежат листья. Воспитатель обращает внимание детей на гостей и предлагает поприветствовать их.
Воспитатель ведет беседу с детьми.
Воспитатель: Ребята, а какое время года у нас сейчас?
Воспитатель: По каким приметам вы узнали, что настала осень?
Воспитатель: А какая бывает осень? А еще какая?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам поиграть в игру «Разгадай ребусы».
С осенних деревьев разлетелись листья. Листья эти не простые, возьмите по одному, переверните. На обратной стороне листочка зашифровано слово. Разгадайте его.
Дети, поднимая листья, переворачивают их и на обратной стороне отгадывают ребус. Ребенок, угадывая, ребус отдает листочек воспитателю. Воспитатель хвалит каждого ребенка за правильный ответ.
Воспитатель: Молодцы ребята, Вы правильно угадали ребусы. А как вы считаете, о каком времени года были ребусы?
Воспитатель: Правильно, об осени.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто помогает нам воспринимать красоту такого времени года, как Осень? Как художники могут нам рассказать об осени?
Воспитатель: А поэты?
Воспитатель: А композиторы?
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Я знаю, что некоторые дети подготовили для нас красивые стихи об осени, давайте послушаем их.
Чтение стихотворений детьми под музыку «Осень» А.Вивальди
1 – ребенок:
Стихотворение И. Бунина “Осень”
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой пёстрою стеной, Стоит над светлою поляной.
2 – ребенок:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… (Ф. И. Тютчев)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение, которое исполнила Арина? А что вы представляли, пока слушали стихотворение в исполнении Арины под музыку?
Ответы детей.
Воспитатель: А что вы чувствовали, пока слушали стихотворение в исполнении Лизы под музыку?
Ответы детей. Воспитатель благодарит Арину и Лизу за чтение стихотворений об осени. Воспитатель предлагает детям сесть на свои места. Проверяет осанку.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы, гуляя по лесу, парку или саду. А кто себя узнает на фотографии, расскажет нам, где он был и что видел интересного.
Показ слайдов с фотографиями детей группы на прогулке осенью. Спросить у ребенка, чья фотография будет на слайде о месте прогулки. После презентации воспитатель проводит беседу, рассматривая картину художника И. Левитана «Золотая осень»
Воспитатель: Давайте рассмотрим пейзаж художника Исаака Левитана «Золотая осень». Что вы видите на картине?
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Прекрасный день осени. Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Какие деревья изображены на картине?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно трепетные осины, золотые, багряные березы.
Что изобразил он на переднем плане картины?
Расскажите о них. Какие они?
Что вы видите на дальнем плане?
Что вы можете рассказать о речке? Какая она и какими красками изобразил художник?
Что можно сказать о небе? Какое оно? Есть ли солнце? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, каких красок больше использовал Исаак Левитан – теплых или холодных? Какие чувства вызывают теплые тона красок? (Создают у нас радостное, праздничное настроение). А какие –холодные?
Что вам хочется сделать, глядя на эту картину?
Какие чувства у вас вызывает эта картина? Какое настроение охватывает вас, когда вы смотрите на эту картину? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, скажите, кто знает, в каком жанре живописи написана эта картина? Почему вы так думаете? Запомнить жанры живописи можно с помощью стихотворения. Послушайте стихотворение о жанре – пейзаж.
Если видишь на картине, Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака,
Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется – пейзаж.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите на время стать художниками? Давайте представим, что мы с вами находимся в художественной студии. Посмотрите у Вас на столах лежат принадлежности для рисования. Закройте глаза, представьте осенний пейзаж, который бы вам хотелось нарисовать. И приступайте.
Дети приступают к работе. Фоном играет музыка «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковский, «Октябрь» «Вальс-фантазия» М.Глинка.
Свои работы дети раскладывают на свободный стол. Воспитатель просит подойти к столу. Проводится анализ работ.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с Вами рисовали? Почему у Вас деревья здесь большие, а здесь нарисованы одним пятном? (ответы детей) Какие краски вы использовали в вашей работе? (ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали, что вам показалось интересным, что понравилось, что запомнилось? (ответы детей)
Мы с вами, ребята, еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи — с картинами, и все это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. Музыка звуков, стихов, красок! Это все прекрасное, что нас окружает!
Я рада, что вам понравилось на занятии. Спасибо вам ребята за активное участие.
|