Подготовил музыкальный руководитель МБДОУ №51 «МАШЕНЬКА» Кузнецова Е.В. 2019-2020 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
- АКТУАЛЬНОСТЬ
- ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
- ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- СРОКИ
- УЧАСТНИКИ
- ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- ЭТАПЫ ПРОЕКТА
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
- ПЛАНИРОВАНИЕ НОД
- СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
Актуальность:
Особенностями развития ребенка дошкольного возраста является стремление к познанию окружающего мира, любознательность и активность. Но, к сожалению, в большинстве случаев, знания получаемые детьми имеют обрывочный и несистемный характер. Данный проект, через интеграцию образовательных областей и вовлечение различных видов деятельности позволяет обобщить и систематизировать знания и представления детей о природных сезонных изменениях, позволяет выявить причинно-следственные связи, формирует бережное отношение к природе и способствует ее эстетическому восприятию, стимулирует детей грамотно оформлять в речи свои суждения, включать воображение, память для создания определенных образов.
Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание и развитие: дети знакомятся с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусств – живопись, музыка, поэзия, проза, народное творчество, и, учатся получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости, чувствительности и восприимчивости, что в свою очередь, способствует более умелой передачи своих собственных ощущений (в речи, изо деятельности, пении, мрд, танцах, творческих проявлениях, повседневной жизни).
В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников определены основные задачи и содержание по воспитанию и развитию детей, и, основываясь на предложенных вариантах был составлен проект, вобравший в себя все разнообразие и виды деятельности, используемые в ДОУ.
В соответствии с ФГОС необходимо активно привлекать родителей воспитательно-образовательную работу. Поэтому следует продумывать разнообразные формы вовлечения родителей.
Цель проекта:
- обогащение и систематизация детских представлений об осени и осенних природных явлениях
Задачи проекта:
- познакомить с музыкальными произведениями на осеннюю тематику, знакомство с творчеством композиторов
- расширить представления детей о природных явлениях и закономерностях
- развивать умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения, музыкальные и художественные произведения
- расширить и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире
- расширить знания детей об овощах, фрукта, ягодах и их пользе
- расширить знания детей о деревьях и их особенностях
- учить бережному отношению к природе
- закреплять знания о разных жанрах музыкального искусства (песни и танцы).
- развивать эмоциональную отзывчивость
- отразить знания полученные опытным путем в различных видах деятельности: речевой, изобразительной, игровой, театрализованной, музыкальной, познавательной
- способствовать развитию психических процессов (восприятие, память, мышление, эмпатия и т.д.)
- развивать умение видеть прекрасное
- учить выражать свои чувства
- вовлекать родителей к организации проведения праздника
Тип проекта: долгосрочный 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сроки: сентябрь, октябрь, ноябрь 2019-2020 уч. г.
Участники: музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Предполагаемый результат:
- дети имеют четкие представления о природных изменениях
- развитие эмоциональной восприимчивости
- пополнение словарного запаса
- расширение кругозора
- ознакомление с творчеством: композиторов, художников, поэтов, прозаиков, народным творчеством
- заинтересованность родителей и активизация участия в образовательном процессе ДОУ.
Руководитель проекта: музыкальный руководитель.
Выявление проблемы. Во время беседы о природных изменения было очевидно, что у детей обрывочные представления о природных изменениях, происходящих осенью. У детей не прослеживались причинно-следственные связи, не было целостного восприятия и понимания процессов, происходящих в природе. В ходе беседы у детей возникало множество вопросов. Ответы на эти вопросы дошкольники получали в процессе работы.
I этап подготовительный
Систематизация информации
- постановка проблемы;
- создание соответствующей развивающей среды;
- сбор и накопление материала;
- информирование и ознакомление с темой и планом проект
- планирование совместной деятельности.
- подбор музыкального репертуара;
- составление сценария развлечения;
- подбор стихов;
II этап основной
Практическая деятельность
- обращение к иллюстративно-справочной литературе (Фото, иллюстрации, репродукции);
- выбор материалов;
- слушание музыки, разбор средств музыкальной выразительности
- разучивание песен, игр, стихов
- тематические беседы;
- совместное изготовление рисунков, аппликации с родителями, педагогами;
- составление рассказов на тему «Осень она такая»; «Фрукты и овощи», «Витамины», «Осенние приметы», «Осень в лесу», «Осенние месяцы», «Осенняя погодка», «Осенние капризы»
III этап заключительный
- развлечение «Краски Осени»;
Реализация проекта
- Коммуникативная деятельность: — НОД составление рассказов на тему «Осень она такая»; «Фрукты и овощи», «Витамины», «Осенние приметы», «Осень в лесу», «Осенние месяцы», «Осенняя погодка», «Осенние капризы» и т.п.
- Чтение художественной литературы: — согласно программе; разучивание — пословиц, поговорок, загадок, стихов на осенние темы.
- Художественная деятельность детей: — раскраски, рисование, лепка, аппликация, выполнение работ из природного и бросового материала.
- Музыкальная деятельность: слушание: «Сентябрь», Октябрь», «Ноябрь» Чайковский; «Осень» Вивальди. Пение: «Цветной хоровод с осенью» Некрасова; «На дворе листопад», «Осень по садочку ходила», «На горе то калина», «Урожайная» Филиппенко, «Осень в лесу» Тиличеева. Танцы: «Танец веселых овощей», «Танец витаминов», «Танец с листьями»..
- Игровая деятельность: дидактические игры — МДИ: «Весело-грустно», «Тихо-громко запоем», «Узнай произведение», «Узнай композитора», пальчиковые игры.
Игры: «По грибы», «Огородник», «Пугало». — просмотр презентаций по музыкальному материалу.
6. Работа с родителями: — беседы, консультации по организации познавательной деятельности вне ДОУ.
Оснащение предметно-развивающей среды: — оформление картотеки загадок, пословиц об осени, приметах, дарах осени; пополнение картотеки стихов об осени. Формы представления результатов: фотоматериалы по проведению мероприятий в ходе реализации проекта на сайте ДОУ.
Список литературы
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. / Н. В. Алешина. (Текст). М.: ООО «Элизе Трэйдинг», 2002-198с.
- Алябьева Е.А, М.ТЦ «Сфера» 2006 «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» игровые технологии
- Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Ефанова З.А. Комплексные занятия. Старшая группа. / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, З.А. Ефанова. (Текст). Волгоград: Учитель, 2013 — 307с.
- Н. Зарецкая, З. Роот «Праздники в детском саду» Сценарии, песни и танцы.
- М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет».
- М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» М.: Мозаика – Синтез, 2006 (программа и методические рекомендации).
- Т.В. Колбасина, И.П. Лобурева, Г.А. Огурцова «Игры для дошкольников».
- информационные: методические разработки, презентации, музыкальные произведения, научная и художественная литература, интернет.
Аналитическая справка о результатах проекта
«Краски осени»
На протяжении всего времени, отведенного на реализацию проекта, дети познакомились с новыми художественными, музыкальными произведениями, отображающими природные изменения, появились представления о системности и закономерностях этих изменений. Дети стали более вдумчиво слушать музыкальные произведения, рассматривать картины с изображением осенних пейзажей и понимать их смысл, замечать красоту осенних преображений в жизни. У ребят пополнился и активизировался словарный запас, расширился кругозор.
В ходе реализации проекта, закреплялись знания о музыкальных жанрах музыкального искусства, происходило знакомство с композиторами, поэтами. Развивалась эмоциональная отзывчивость детей, умение передавать свои чувства. Дети активно вовлекали в свою исследовательскую деятельность родителей, что позволяло активизировать внутрисемейные взаимоотношения и привлечь внимание родителей к восприятию прекрасного, пропагандировать здоровый образ жизни, как стремление к совершенствованию своих личностных и физических качеств.
|