Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении

Автор:

  • Бардаченко Евгения Александровна, педагог-психолог МБДОУ ГДС "Радуга", 1 кв. категория
  • Рублёва Ирина Ивановна, учитель-логопед МБДОУ ГДС "Радуга", высш. кв. категория

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов, как субъективных, включающих любознательность, усидчивость, мотивацию и волю, так и объективных: окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.

Структура познавательной деятельности включает в себя:

  1. Цель – получить знания.
  2. Мотив – различен в зависимости от ситуации (стремление исследовать окружающую среду, желание удовлетворить любознательность, проявить пытливость, интерес, увлеченность и др.)
  3. Способы – познавательные умения, действия.
  4. Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.
  5. Результат – получение знания.

Развитие познавательной активности старших дошкольников является важным при подготовке детей к школьному обучению. Результаты диагностики готовности к школе выпускников детского сада показали недостаточную осведомленность детей об окружающем мире, невысокий уровень развития психических процессов, затруднения в решении мыслительных и речевых задач.

 

Психические процессы детей развивают на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду и педагог-психолог, и учитель-логопед. На логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе психолога и логопеда по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Подобная форма взаимодействия актуальна в системе образования для более эффективной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил утверждать, что эффективность целенаправленной психолого-педагогической работы во многом зависит от разработки научно-обоснованной системы обучения [1, 3, 4, 5]. Специальная работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление различных явлений окружающего мира.

В связи с этим нами была создана и апробирована модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, стимулированию их познавательной активности в рамках проекта «Путешествия в страну «Познавай-ка». Задачами данного проекта стали поддержание детской любознательности, развитие разных видов активности (познавательной, творческой, двигательной) и совершенствование психических процессов старших дошкольников, а также повышение педагогической компетентности родителей и педагогов ДОО в вопросах развития психических процессов старших дошкольников.

При реализации проекта был разработан цикл совместных занятий для детей 6-7 лет в форме путешествий. Тема путешествия зависела от тематического планирования проекта и календарных праздников. Всего было проведено семь совместных занятий: «Прогулка по осеннему лесу», «Сказочное путешествие», «Путешествие к белым медведям», «Путешествие к морским глубинам», «На машине времени», «Путешествие к звездам», «Путешествие в жаркие страны». Форма проведения занятий – групповая. Занятия сопровождались видеопрезентациями по теме, включающими слайды по изучаемым лексическим темам и занимательный игровой материал.

Каждое занятие строилось по определенной структуре. Начало занятия включало игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя на работу, вызывание у детей интереса, инициативности. Основная часть была представлена развивающими играми, направленными на развитие зрительной памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, воображения, мелкой моторики, графических навыков, на согласование речи и движений. Особое место в структуре занятия отводилось лексико-грамматическим заданиям, проведению звукобуквенного анализа и синтеза слов. Завершающая часть состояла из приемов на сплочение детского коллектива, воспитание дружелюбия, чувства взаимопомощи.

Занятие «Путешествие к морским глубинам»:

игра на развитие внимания «Рыбы, крабы, кораллы»

При решении поставленных задач использовались инновационные технологии:

  • здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, элементы релаксации, зрительная гимнастика, взаимомассаж)
  • игровые (занимательные дидактические игры, развивающие игры, игры на развитие навыков общения, подвижные игры)
  • технологии фонетической и речедвигательной ритмики
  • ИКТ-технологии (программно-дидактический комплекс «Мерсибо»)
  • технологии тренинговой работы.

В рамках проекта был разработан и проведен мастер-класс для педагогов ДОО «Использование игровых технологий в развитии познавательных процессов старших дошкольников». Работа с родителями была представлена семинаром-практикумом «Ступеньки к школе», семейным проектом «Кроссворденок-путешественник», выпуском информационного буклета «Задания на каждый день».

Предлагаемая модель образовательной технологии педагогического проектирования актуальна и инновационна для дошкольного образования. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет более эффективно решать задачи познавательного развития дошкольников, так как успешная коррекция речевых нарушений может осуществляться только в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности. Динамика преодоления нарушений у ребенка, возможность подготовки его к обучению в школе во многом зависят от методов обучения специалистов, единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Используемая литература:

  1. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика. 1981.
  2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / под ред. д-ра мед. наук Е. М. Мастюковой. М.: Аркти. 2002.
  3. Левина Р.Е. // Дефектология. 2003. № 3.
  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика. 1971.
  5. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. 2013. № 5.
  6. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: коллективная монография / М. А. Поваляева. Ростов на Дону: Феникс. 2002.
  7. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М. 2001.
Просмотров: 619
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Курочкина Галина Валентиновна. Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Столбова Алеся Анатольевна. Развитие познавательных процессов через использование технологии «Сказочные лабиринты игры»
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Маскина Ольга Николаевна, Панзина Жанна Евгеньевна. Конспект занятия по развитию основных психических процессов у детей 6-7 лет «Спешим на помощь»
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Тимохина Ольга Васильевна. Дополнительная образовательная программа на развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна, Килина Ирина Юрьевна. «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»
  • Морозова Евгения Александровна. Педагогический проект Развитие познавательной активности старших дошкольников методом экспериментирования
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Зубцова А.А, Сынчикова О.В,. Астрономия для детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности дошкольников по средствам изучения космоса.
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)
  • Попова П.Г., Попова О.Н., Краснокутская С.П.,. «Работа по предупреждению расстройств процессов письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста в группе для детей с ТНР»
  • Королева Анна Владимировна, Кукушкина Галина Николаевна. Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План работы учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Коррекция неречевых процессов у детей логопатов с ЗПР, СДВГ»
  • Гирина Юлия Сергеевна. Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Бирюкова Мария Евгеньевна. Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога «Путешествие в волшебную Страну Звуков»
  • Коробкина Ирина Александровна. Использование элементов программированного обучения в логопедической работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Солдатова Наталья Ивановна, Бурмицкая Ольга Николаевна. Интегрированное игровое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в подготовительной к школе группе «Осень в лесу»
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь