Одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности педагогического процесса является метод программированного обучения, который за последние годы привлекает к себе все большее внимание педагогов, психологов, в том числе и логопедов.
Программированные задания – это вид обучения, который осуществляется по специально составленным программам, содержащим не только необходимый учебный материал, но и фиксируется программа деятельности учащихся по его усвоению. Учебный материал располагается в определенной последовательности и делится на небольшие «порции» ( «шаги»). Содержание каждой «порции» – это минимальная доза информации, доступной и удобной для восприятия и самостоятельного изучения.
Наиболее широкое применение получили: перфокарты, кодирование, сигнальный круг, схемы Ткаченко, составление предложений по методике Е.А. Ефименковой, шифрование символами.
В литературе дается больше информации об использовании программированных заданий в обучении математике, русского языка и т.д.
Однако такого рода задания с успехом можно использовать в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Детям могут предлагаться задания в виде перфокарт, перфоконвертов.
Можно создавать свои аналогичные пособия и дидактические игры с элементами программированного обучения и использовать их в работе с детьми в коррекционных целях.
Так, нами были подобраны и самостоятельно разработаны целый ряд программированных заданий, направленных на развитие и формирование фонематических процессов у дошкольников с ФФН (фонематический слух, фонематические представления, анализ и синтез). Например, на определение места звука в слове использовался перфоконверт: под картинкой вырезаны 3 окошка, одно из которых ребенок должен закрасить, определив тем самым место звука в слове. В работе по формированию фонематического восприятия использовались перфокарты: ребенку нужно закрасить окошко под теми картинками, в названии которых он услышит заданный звук. Когда все закрашенные окошки соединены, получается буква, обозначающая заданный звук.
Таким образом, использование дидактических игр с элементами программирования при разумном сочетании с традиционными методами обучения детей с ФФН значительно повышает эффективность коррекционного процесса. Программированные задания не только формируют навыки самостоятельной работы, приучая детей сосредоточенно работать в течение определенного времени, контролируя и оценивая свои действия, но и являются прекрасным средством развития произвольного внимания, наблюдательности, воображения, пространственного представления и восприятия, памяти, эмоции, воли, активизации своей психической деятельности. Они помогают сделать обучение интересным и радостным.
|