Аккуратнова Татьяна Николаевна. Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников

Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольниковЭффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников

Татьяна Николаевна Аккуратнова, старший воспитатель МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка»

Аннотация: Познавательная активность дошкольника не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством. Суть проблемного обучения состоит не в том, чтобы сообщить знания в готовом виде, а, напротив, поставить перед детьми проблемную задачу и побудить их отыскать пути и средства ее решения. Таким образом, проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Ключевые слова: дошкольники, проблемное обучение, познавательное развитие.

Детство состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями.

 

Дошкольный возраст — это период становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей является способность к познанию. Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. [2, с. 86].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
  • формирование познавательных действий, становление сознания
  • развитие воображения и творческой активности
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника, однако она не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством. Родители, а часто и мы, педагоги озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности [3, с. 121].

Одним из перспективных направлений развития у дошкольников познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности и исследовательских умений является проблемное обучение.

Проблемное обучение — это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы стимулировать активный познавательный процесс воспитанников, их самостоятельность в обучении; воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления; знакомить детей с логикой и методами исследования научных проблем. Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности. Главными психолого-педагогическими целями проблемного обучения являются:

  • развитие у воспитанников способов мышления и интеллектуальных способностей
  • усвоение детьми знаний и умений, добытых в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом освоенные умения являются более прочными, чем при традиционном обучении)
  • воспитание активной, творческой личности, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы
  • развитие у детей рефлексивных умений и критического мышления.

Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы педагог не сообщал

знаний в готовом виде, а ставил перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Стоит отметить, что проблемное обучение является не абсолютно новым типом обучения в педагогической практике. Еще Сократ (469-399) учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину размышляя. Французский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Руссо (1712-1778), чтобы ребёнок захотел узнать и найти знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Швейцарский педагог Песталоцци (1746-1827), немецкий педагог Дистервег (1790-1866) и другие педагоги учили так, чтобы обучающийся не только получал, но и искал знание.

Однако в полной мере проблемное обучение получило разработку в педагогике Д. Дьюи (1859-1952) и ученых XX века. Дьюи выступил с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовое знание, пренебрегая его способностью к деятельности и познанию. Он предложил модель обучения, где педагог организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые

им знания, учась ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. Он называл это обучением через делание, в дальнейшем — через исследование. Обучение как исследование проблем разрабатывали Дж. Брунер (США), в нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.

Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация [6, с. 143].

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «Почему?», «Зачем?».

Например: Почему одежду не делают из бумаги? Почему осенью опадают с деревьев листья?

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Например: Знайка попросил Пончика передать ему рецепт вкусных пирожков через Незнайку. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:

  • неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности
  • познавательная деятельность
  • творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Например: По наклонной доске прокатывают шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Все скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Противоречие: шарик должен скатиться, но не скатывается. Почему? (свойства магнита).

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта (увеличительные приборы).

Таким образом, механизм происходящих процессов при проблемном обучении можно представить следующим образом: при столкновении с новой, непонятной проблемой у детей возникает состояние недоумения, удивления; при этом встает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ребенок либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью педагога.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников:

  • проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний
  • проблемная ситуация должна вызвать интерес обучающихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения
  • быть доступным для детей и соответствовать их познавательным способностям. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации обучающихся
  • задания должны быть таковыми, чтобы дети не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного решения проблемы и нахождения неизвестного [1, с. 2].

Используя данную технологию, можно добиться следующего: дети смогут отвечать на разнообразные вопросы, рассуждать и аргументировать свои действия, делать умозаключения, для решения проблемных задач использовать разнообразные приёмы исследовательской деятельности, целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

Список литературы

  1. Богданова Р.Р. Проблемный вопрос как этап формирования интеллектуальной инициативы дошкольника [Электронный ресурс] URL: http: //portal2011. com
  2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
  3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. -510 с.
  4. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 411 с.
  5. Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 64-68.
  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005. — 525 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) Система ГАРАНТ: URL: http: //base. garant. ru
Просмотров: 539
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • И. В. Курбатова, И. В. Воробьева,. Технология проблемного обучения дошкольников
  • Шехмаметьева Раися Шамилевна. Технология проблемного обучения в ДОУ
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Талипова Алсу. Конспект НОД с использованием проблемного обучения на тему «Волшебница-зима»
  • Ильиных Мария Юрьевна. Методическая разработка. Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Суворова Лидия Дмитриевна. Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Шаренко Вера Александровна. Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике.
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Детская мультипликация, как средство решения наиболее актуальных задач возрастного развития дошкольников.
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Ситухина Татьяна Олеговна. «Пескография как средство обучения и развития детей дошкольного возраста»
  • Колывагина Елена Васильевна, Абрамова Ирина Павловна. Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе компенсирующего обучения для детей с ОВЗ (ЗПР). Тема: «Покоряем вершины знаний»
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Сергеева Галина Николаевна. Возможности интерактивных средств обучения в художественно-эстетическом воспитании дошкольника.
  • Борисенко Татьяна Викторовна. «Формирование у дошкольников умения использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности»
  • Кудряшова Анна Александровна. Театрализованная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника
  • Редактор. Формирование у дошкольников психологических качеств необходимых для успешного обучения в школе
  • Столова Нина Евгеньевна. Формирование элементов трудовой деятельности на примере обучения детей культуре приема пищи
  • Людмила Маслова. Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте» Программа «От рождения до школы»
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Каверзнева Елена Алексеевна. Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.
  • Силяева Алла Михайловна. Обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта развития.
  • Гусинская Елена Николаевна. Основные условия проведения занятия в ДОУ и интерактивные методы обучения
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Дмитренко Татьяна Сергеевна. «ЛЕПБУК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь