Редактор. Формирование у дошкольников психологических качеств необходимых для успешного обучения в школе

Формирование у дошкольников психологических качеств необходимых для успешного обучения в школеВ дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы навыки, необходимые для успешного обучения на занятиях в детском саду и в дальнейшем в школе.
Успешное овладение школьной программой требует от ребенка ряда психологических качеств. Важнейшие из них – принятие позиции школьника, овладение умением учиться, развитие логического мышления.
Позиция школьника – это формирование отношения к взрослому как к учителю, требования которого обязательны, отношения к учению как к основному и ответственному делу, отношения к сверстникам как к партнерам по этому делу.
Овладение умением учиться включает в себя понимание того, что задания, которые даются в школе, выполняются для того, чтобы приобрести новые знания и умения, поэтому их необходимо выполнять в соответствии с имеющимися нормами и правилами; развитие познавательных интересов, направленных на содержание обучения; формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные, существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы [6, с. 43].
Остановимся на средствах формирования психологических качеств необходимых для успешного обучения, которые может использовать воспитатель в различных группах детского сада.
Первый опыт учебной деятельности дошкольники приобретают во второй младшей группе. Очень важно с самых первых занятий не только решать задачи обучения, но и проводить большую работу по разъяснению детям норм поведения, приучать следовать указаниям педагога, воспитывать исполнительность, прилежание.
Для этого необходимо разъяснять малышам, как нужно поступать в тех или иных ситуациях, формировать активное отношение к процессу приобретения знаний, овладения новыми умениями и навыками.
Дав задание, воспитатель добивается, чтобы каждый ребенок включился в деятельность (ободряет робкого малыша, помогает нерешительному, приостанавливает торопливого), выполнил действия, ведущие к решению поставленной учебной задачи.
В результате целенаправленной педагогической работы у детей постепенно складываются первоначальные представления, что на занятии надо делать то, что требует педагог.
Правила поведения еще не разъясняются малышам, для них понятны лишь конкретные примеры. Педагог выражает одобрение по поводу правильного поведения, тактично воздействует на тех, кто допускает ошибки. Строгие замечания неуместны потому, что у малыша слабо развита произвольность поведения. Кроме того, у ребенка, которому дома все было позволено, который не приучен поступать в соответствии с указаниями, советами старших, резкое замечание вызывает негативную реакцию. Но основная ошибка будет заключаться в том, что строгое замечание встанет преградой к установлению взаимопонимания между педагогом и ребенком. Если малыш и будет поступать так, как требует взрослый, то это будет свидетельствовать только лишь о формальном подчинении, а не о сознательном поведении.
Во второй половине учебного года следует разъяснить малышам, что на занятии надо стараться внимательно слушать педагога, стремиться к получению результата. Здесь вновь уместны только конкретные примеры [2, с. 32].
В средней группе впервые выдвигается задача формирования у детей начал ответственного отношения к деятельности на занятиях. Педагог побуждает воспитанников к качественному выполнению предлагаемых заданий. Он разъясняет дошкольникам значение учебной деятельности для приобретения знаний, разнообразных умений, убеждает в необходимости приложения усилий, старания, сообщает правила поведения на занятиях.
В течение года, опираясь на программное содержание занятий, воспитатель формирует у детей представление о их значимости, познавательные интересы, желание заниматься. Обращение к детям должно звучать примерно следующим образом: «На занятиях можно узнать много нового и интересного».
Большое влияние на детей оказывает сопоставление педагогом их прежних знаний с полученными в настоящее время. Такой прием позволяет на конкретных примерах результатов учебной деятельности показать ребенку рост его знаний, умений. В конце учебного года на одном из итоговых занятий, обсуждая с детьми вопрос о том, чему они научились за год, рассматривая выставку детских работ, прочитанных книг, воспитатель подчеркивает, что таких результатов дошкольники достигли потому, что занимались, старались, внимательно слушали объяснения.
Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать [1, с. 59]
С целью формирования у детей навыков обучения в условиях коллектива, воспитатель вводит следующие правила:
— когда хочешь ответить, подними руку;
— когда отвечает товарищ, веди себя тихо, будь внимателен, не мешай ему;
— во время объяснения не трогай ничего у себя на столе, не отвлекайся.
Разъясняя правила, педагог опирается на конкретные поступки детей, соответствующие этим правилам, подчеркивает значение соблюдения правил для достижения результата, выполнения задания. Он выражает одобрение детям, поступающим в соответствии с правилами, побуждает остальных следовать их примеру.
Например, разъясняя правило «Если хочешь ответить, подними руку», воспитатель предлагает:
— Дети, давайте попробуем отвечать по одному, а не все вместе. Тогда мы все услышим того, кто будет говорить. Кому я предложу — тот и будет отвечать. Если я спрошу, кто из вас знает ответ, желающий ответить должен поднять руку.
Если ребенок нетерпеливо просит: «Я очень хочу сказать!» — воспитатель, учитывая особенности его характера, или разрешает ему это, или советует: «Потерпи немножко, послушай, как будут отвечать твои товарищи».
На занятиях перед педагогом стоит существенная задача — формировать у детей умения выслушивать друг друга, участвовать в общей беседе. Дошкольники сравнительно быстро усваивают правила: «Отвечать можно только по разрешению воспитателя»; «Когда отвечает товарищ, надо вести себя тихо и внимательно слушать». И вместе с тем они с трудом удерживают внимание на ответах товарищей. Именно в эти моменты ребенок наиболее часто отвлекается, и именно в таких ситуациях необходимо комплексное решение задач формирования у дошкольников умений участвовать в общей беседе, уважительно относиться друг к другу, вести себя сдержанно, быть вежливыми.
Формируя у детей умение слушать ответы друг друга, воспитатель разъясняет:
— Если вы будете внимательно слушать друг друга, каждый сможет ответить.
— Давайте послушаем Аню. Никто не будет ей мешать, и она хорошо расскажет.
К моменту перехода детей в старшую группу их познавательные интересы становятся полнее, разностороннее. Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяет воспитателю так же, как и в средней группе, подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов («На занятиях можно узнать много нового и интересного») [2]. А познавательные интересы и умственная активность ребенка являются важным аспектом умственной готовности к школе. Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в их учебной деятельности [16, с. 351].
Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения является главным условием формирования нравственно-волевых качеств («Чтобы узнать много нового и интересного, надо стараться, внимательно слушать объяснения воспитателя и стремиться выполнять его указания»). Таким образом, перед дошкольниками выдвигается задача приложения волевых усилий. Педагог конкретизирует способы ее реализации при планировании содержания занятий, делает предметом совместного с детьми обсуждения.
Например, на занятии по конструированию дети должны осознать, что для того, чтобы игрушка была красивой, аккуратной, надо постараться очень точно сложить лист бумаги пополам, приложив уголок к уголку, хорошо загладить линию сгиба. Смазывая выкройку клеем, надо брать его на кисточку немного, чтобы он не испачкал бумагу.
Так познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.
В старшей группе воспитатель в процессе занятий продолжает на конкретных примерах разъяснять детям, что такое старание, оценивает, качество выполнения учебных заданий, непременно учитывая при этом степень приложенных ребенком усилий. На данном этапе становится особенно важным, чтобы само содержание учебных заданий, их количество и объем позволяли упражнять детей в напряжении памяти, в настойчивости, старательности, проявлении волевых усилий. Следует продумывать какое задание предложить детям, если программное содержание занятия будет реализовано в более короткий срок, с тем чтобы длительность занятия не сокращалась ни на минуту, чтобы у дошкольников формировались умственная работоспособность, устойчивое произвольное внимание на протяжении всех 20 мин, отведенных режимом дня.
В старшей группе в течение всего учебного года у детей продолжают формировать представления о значимости занятий для приобретения новых знаний и умений, а накапливаемый ребенком опыт в свою очередь способствует развитию умения не отступать перед трудностями, вызывает удовлетворение от самого процесса преодоления трудностей, что значительно повышает активность дошкольников.
На занятиях, добиваясь от детей более точных ответов на свои вопросы, воспитатель разъясняет, что каждый вопрос надо слушать внимательно, не отвлекаясь. В то же время в каждом отдельном случае педагог должен четко уяснить для себя, почему ребенок затрудняется с ответом или делает ошибки, упускает существенные стороны: не хватает знаний? Не слышал вопроса, потому что отвлекся? Только при учете индивидуальных особенностей ребенка, выявив причину, вызвавшую ошибку, можно воздействовать на него, и только тогда замечание педагога не повлияет отрицательно на уровень активности дошкольника [2,с. 37].
В комплексе методических приемов большое место должна занимать оценка, отражающая отношение детей к учебным заданиям. Она помогает детям в конкретных ситуациях усваивать правило: «Надо быть старательным, хорошо заниматься». Например, педагог говорит:
— Как внимательно меня слушает Юля! Я уверена, что она сможет хорошо ответить.
В том случае, если работа выполнена недостаточно качественно, не следует упрекать детей, лучше постараться внушить им уверенность в том, что в следующий раз они справятся с этой трудностью.
Добиваясь от детей активности, внимательного отношения к вопросам и заданиям, воспитатель может прибегать и к вопросу «Кому что непонятно?».
Следует отметить, что дети, как правило, не сразу решаются признаться в неумении, незнании, попросить разъяснения. Кроме того, они не всегда могут сформулировать вопрос. Поэтому любую попытку ребенка обратиться к педагогу с вопросом следует поддерживать, оценивать положительно, как стремление точно выполнить задание.
Целенаправленная работа педагога приводит к тому, что высокая требовательность к точному, аккуратному выполнению правил не вызывает у дошкольников отрицательного отношения к заданиям.
Особые приемы необходимы, чтобы вызвать активность у детей с недостаточными знаниями (умениями) или нерешительных, робких. Иногда присутствуют оба эти фактора, вставая препятствием на пути формирования у ребенка положительного отношения к деятельности на занятиях. Добиваясь от таких детей активности, следует положительно оценивать самые незначительные успехи ребенка, отмечать даже самые внешние проявления активности. Немаловажно в процессе занятия поддерживать активность у детей инициативных, постоянно проявляющих желание отвечать. Невнимание к ним может приводить к тому, что они начинают отвлекаться и терять интерес к происходящему. Чтобы этого не случилось, воспитателю следует найти возможность заметить активность ребенка и оценить ее как ответственное отношение к заданию (даже в том случае, если ребенка не удается спросить).
На активность детей влияет и реакция сверстников. Активность значительно снижается в случае отрицательных проявлений в ответ на допущенную ошибку. Воспитатель должен разъяснять детям недопустимость бестактных поступков, иронии, обидных замечаний, внушить, что это проявление неуважения к сверстнику. И, наоборот, надо поощрять тех, кто проявляет внимание, доброжелательность по отношению к товарищу, желание помочь ему.
Итак, навыки поведения надо формировать с помощью разъяснений, предупреждений, опираясь на положительные примеры и не допуская прямых замечаний в адрес отдельных детей. Иначе наряду с внешним послушанием у дошкольников может развиваться пассивность: на первый взгляд ребенок выглядит дисциплинированным, но такое поведение не сочетается у него с активным участием в занятии.
Особенностью работы педагога в старших группах является то, что он связывает в сознании детей требование дисциплинированного поведения с интересами коллектива. Хотя дети на занятиях чаще всего выполняют индивидуальные задания, их деятельность проходит в окружении сверстников. В процессе занятия нередко возникают ситуации, в которых создается возможность для формирования у дошкольников опыта положительных взаимоотношений. Например, дети нередко нарушают дисциплину на занятиях по обучению пересказу: материал занятия уже перестал их интересовать, а педагогу еще необходимо выслушать кого-то из воспитанников, недостаточно усвоивших материал. Обращаясь к детям, воспитатель говорит:
— Ребята, сейчас надо постараться вести себя тихо, чтобы не помешать товарищам отвечать. Внимательно слушайте, будьте готовы помочь им.
В этом обращения содержатся и указание на необходимость поддерживать дисциплину, и побуждение к конкретным поступкам, в которых выражалось бы внимание к сверстникам. И если в средней группе педагог только обучал детей умению слушать друг друга, то в старшей он разъясняет необходимость такого поведения с позиции усвоения знаний.
В подготовительной к школе группе замечания по поводу дисциплины звучат более категорично, мотивируются отношением к товарищам, связываются с подготовкой к школе.
Формируя у детей навыки поведения на занятиях, воспитатель в конкретных ситуациях разъясняет, как ребенок может выразить свое отношение к сверстникам:
— На занятиях вы занимаетесь все вместе. Чтобы все могли хорошо заниматься, нельзя мешать отвечающему, иначе он может допустить ошибку.
Особое внимание педагог обращает на ситуации, которые, складываются в тот момент, когда ребенок допускает ошибку. Воспитатель обязан разъяснить, что не следует смеяться над товарищем, что ошибиться может каждый [2, с.44].
Одним из наиболее эффективных методов формирования морального поведения в дошкольном возрасте является развитие представлений ребенка о собственном соответствии положительным моральным эталонам и способности к моральной оценке своих поступков. В одном из исследований С.Г. Якобсон детям предлагалось распределить между собой красивые игрушки. Дошкольника, как правило, забирали большую часть игрушек себе. Тогда экспериментатор предложил оценить свои действия и сравнить их с поведением хорошо известных персонажей – Буратино и Карабаса-Барабаса. Предварительные расспросы показали, что все дети считают Буратино хорошим, добрым, справедливым, а Карабаса – жадным и несправедливым, забирающим себе все самое лучшее. Простой вопрос взрослого, заданный после несправедливой дележки: «Как ты разделил игрушки, как Буратино или Карабас?» - повергал ребенка в смущение. Неожиданно для себя он понимал, что поступил плохо и стал как Карабас. Ребенок старался уйти от прямого ответа, но по его поведению было видно, что ответ для него ясен. После такого испытания многие дети резко меняли свое поведение в аналогичной ситуации: они начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько оставляли себе, а иногда даже больше. В тех случаях, когда этого не происходило, психолог старался внушить ребенку, что все окружающие считают его настоящим Буратино, который все делит поровну. Этот аргумент оказался достаточным, чтобы все дети преодолели свою жадность и начали делить игрушки справедливо. Основным мотивом их действий при этом было стремление «быть хорошим», соответствовать положительному моральному эталону в глазах окружающих и в своих собственных глазах [16, с.330]. Метод сравнения поведения ребенка с положительным персонажем и убеждение, что все ассоциируют ребенка с данным положительным героем можно использовать и при формировании дисциплинированности, ответственного отношения к заданиям, уважительного отношения к товарищам и т.д.
Так же необходимо обучать дошкольников деятельности наблюдения. Развитие деятельности наблюдения в дошкольном возрасте обеспечивает подготовку детей к школе. Становясь в младших классах одним из видов учебной деятельности, наблюдение затем перерастает в один из важнейших методов научного познания мира. По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется и наблюдательность как важнейшее качество личности: умение видеть предметы и явления окружающего мира во всем разнообразии и богатстве свойств и качеств, связей и отношений, умение видеть изменения и развитие окружающих предметов и явлений, причины и следствия и т.д. [12].
Существуют два основных пути формирования деятельности наблюдения у детей дошкольного возраста:
1.    Развитие наблюдения в связи с различными видами продуктивной деятельности.
2.    Формирование наблюдения и наблюдательности через систему организованных воспитателем наблюдений в процессе ознакомления детей с окружающей общественной жизнью и природой, где наблюдение выступает как метод обучения [14, с. 140].
Таким образом, в процессе воспитательной работы на занятии педагог решает следующие задачи:
а) формирует у детей представления о том, какое значение имеют занятия для приобретения знаний, каким должно быть отношение к вопросам и заданиям педагога;
б) воспитывает нравственно-волевые качества, необходимые для выполнения учебных заданий. Учит детей проявлять настойчивость, справляться с трудностями; развивает интерес к учебной деятельности;
в) формирует у детей положительное отношение к сверстникам, учит проявлять это отношение в конкретных поступках;
г) формирует положительное отношение к своим требованиям, указаниям, советам, желание следовать им.
Такое содержание работы педагога способствует созданию на занятии атмосферы коллективной деятельности, положительно-эмоциональной обстановки, в которой дети чувствуют себя спокойно, уверенно, не испытывают огорчения по поводу неудач. В такой обстановке значительно возрастают активность всех детей группы, их способность к умственному напряжению, что положительно сказывается на результатах обучения.
Просмотров: 563
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь