Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ручеёк».
Белякова Марина Вениаминовна воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15 «Ручеёк».
Город Усть-Илимск, Иркутская область, улица Энтузиастов дом 21 квартира 12, индекс 666685.
Список ключевых слов (дошкольное образование, игра и игра терапия, дети дошкольного возраста, поведение, взаимоотношение).
Краткая аннотация (Игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер).
План:
- Введение.
- Глоссарий.
- Игра и игротерапия.
- Игротерапия не просто игра.
- Создание условий для организации игротерапевтических занятий.
- Роль взрослого в детской игре.
- Литература.
Введение
Игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Как отмечал Б. Н. Никитин, затевая игру, взрослые проектируют при этом человеческую личность.
Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Игротерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Глоссарий
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Иначе лечение играми.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях. Направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности, обеспечивает усвоение и познание социальной действительности, а так же интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Саморегуляция – умение управлять своим поведением, умение расслабляться, подчинять поведение нормам и правилам поведения в определенных ситуациях. Предполагает социальную гибкость, позволяющую уходить от конфликтов.
Познавательная активность – проявляется в стремлении узнавать новое, является важной составляющей частью процессов планирования, фантазирования и т.д.
Игра и игротерапия.
Игротерапия не просто игра.
Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий, а обучающие – достижение более адекватной адаптации и социализации. Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую
Игротерапия, не смотря на «детское» название предлагает игровые приемы для детей и взрослых, которые можно использовать на занятиях в детском саду, в домашних условиях, во время досуга. С помощью игры решаются задачи взаимоотношения детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.
Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста. Теоретическим основанием этому является то, что именно игра выступает ведущим видом деятельности детей-дошкольников
Игровые занятия представляют собой синтез современных психотерапевтических методов и приемов: беседы, арттерапии, сказкотерапии, психогимнастики, телесной терапии, элементов психодраммы и т. д.
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется, в частности развивается умение регулировать свое поведение, развиваются умственные способности.
В каждой игре есть определенная, хотя и воображаемая цель (например, лечить), для реализации цели ребенок учится самостоятельно ставить и решать задачи. Исходя из поставленной цели и задачи, дети выбирают себе роли. Каждая роль подчиняется правилу. Взяв на себя роль, ребенок тем самым подчиняет себя жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Усвоение правил в игре – это усвоение обобщенного социального опыта, что, несомненно, способствует умственному развитию. Кроме того, исполняя роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон.
К тому же, действуя в игре с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Таким образом, игра способствует развитию образного мышления. Развитие познавательных процессов (памяти, внимание, восприятие, мышление, воображение) способствует развитию познавательной активности и развиваются благодаря ей.
Ролевая игра имеет важнейшее значение для развития воображения. Практика действия в воображаемом пространстве, исполнения ролей воображаемых персонажей способствует развитию способности к творческому воображению.
В исследованиях Истоминой З. М. было выявлено, что в условиях игры дети были способны запомнить и воспроизвести большее количество слов, чем в условиях лабораторного опыта на запоминания.
Можно сделать вывод, что через выполнение игровой роли осуществляется связь с внешним миром, миром взрослых. Является способом вхождения в него.
Еще одним новообразованием является возникновение произвольного поведения. То есть ребенок-дошкольник научается вести себя согласно правилам и нормам общественного поведения. Ведь, исполняя роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Сознательная цель – сосредоточиться, сдержать импульсивные движения – раньше и легче всего выделяются в игре. Регуляция поведения зависит от умения осознавать свое поведение и управлять им. Но следует различать послушного ребенка и ребенка умеющего регулировать свое поведение по собственной сознательной воле. Л. С. Выготский утверждал, что «за сознанием лежит жизнь». Он же отмечал игру как школу произвольного внимания. Ведь именно через игру формируются, и наиболее ярко проявляется способность опосредовать свое поведение не внешними средствами, а внутренними.
В игре происходит процесс социализации, так как свободная игра помогает детям самостоятельно выстраивать отношения друг с другом.
Огромное значение игры в развитии всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в детском возрасте ведущей.
Педагогам опытным хорошо известен секрет успеха игротерапии. Он заключается в том, что ребенок выполняет действия «понарошку». Подход: «Это не я, я бы так не сделал» позволяет ребенку раскрыться, отбросить стеснения.
Создание условий для организации игра терапевтических занятий.
Для повышения эффективности игровой терапии желательно иметь специально оборудованное помещение. Немаловажное значение имеют его расположение и размеры (20 кв. м. на одного – двух детей, 28 кв. м. на четырех – пяти). На полу должен быть палас или ковровое покрытие не более3 на 4 метра. Не желательно наличие внутренних окон и стеклянных дверей. Стены должны быть окрашены в теплые светлые тона, важно избегать ярких, «кричащих» стен. Для стен более благоприятны зеленые, оранжевые, розовые, персиковые тона. Для потолка подходят голубой, желтый, оранжевый, розовый. Для пола: коричневый, темно зеленый.
Однако, при окраске избегать однотонности, одноцветности, так как однообразие быстро надоедает, вызывая охранительное торможение. Развитие утомления может быть предупреждено путем рационального освещения помещения. Девиз оформления – не броскость. В игровой комнате на должно быть перегородок (даже из шкафов, полок) а пространство организованно так, чтоб оставалось место для подвижных игр.
Для благотворного воздействия игры достаточно играть с детьми всего 15 – 20 минут в день. С детьми младше 4-х лет можно играть реже 1 – 2 раза в неделю.
Можно сформировать игровые навыки у детей во время прогулок, праздников, повседневных дел. Когда взрослый косвенно «руководит» игрой детей.
Требования к составлению плана занятий
- учитывается принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри занятия, внутри коррекционной работы)
- начало и коней занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
- в занятия включаются игры (упражнения и приемы), которые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа занятия, индивидуальным запросом каждого ребенка.
- При реализации недирективного, гибкого подхода к занятиям используются дополнительные, альтернативные игры, приемы, упражнения.
Роль взрослого в детской игре
Ребенок воспитывается в действительности, и поскольку игра является основным видом деятельности дошкольников, то она приобретает особое значение во всестороннем их развитии и воспитании при условии, что ею целенаправленно и умело руководят.
Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Взрослый должен уметь не руководить игрой, а исподволь наблюдать и направлять ее развитие. Ни в коем случае не подавляя детскую активность.
Активность ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, затевать игру, воспроизводить в ней деятельность взрослых, вступать в контакт с другими детьми. Однако, без взрослых здесь не обойтись, ведь свойством личности активность становится тогда, когда воспитание ее заключается в постоянном вовлечении ребенка в разностороннюю деятельность коллектива. Причем, начиная с младшего возраста.
Развиваться и усиливаться активность будет при условии, что участие ребенка будет отмечено взрослым как нужное и полезное, когда получит положительную оценку. Наиболее полно активность появляется в игре, когда дошкольник самостоятельно выбирает сюжет, берет на себя определенную роль, употребляет по своему усмотрению предметы и игрушки, независимо от их назначения.
Обязанность воспитателя – следить за тем, как протекает игра, и использовать ее для активности детей, которая в игре идет параллельно с развитием игровой деятельности.
Игра – своеобразная школа чувств ребенка. Взятая роль захватывает его, воздействуя на чувства. Вникая в роль, он соответственно ведет себя: проявляет заботу, ласку, грубость, жесткость или вежливость. Н. К. Крупская отмечала, что есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, плохо действующие на нервную систему. И есть игры, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости и т. п.
Игротерапия – лечение играми, поэтому недопустимо, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием. Прежде всего, надо попытаться переключить игру, предав ей интересное положительное содержание.
Всегда надо иметь в виду: если игра приняла отрицательный характер (дети изображают пьяных, подражают ссорившимся людям, произносят грубые слова.), и ваша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей прекратить игру, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать.
Принимая участие в детской игре, взрослые имеют возможность влиять на их ход и содержание, на формирование детских интересов, направлять деятельность ребенка разумно, целеустремленно. Совместные игры взрослого и ребенка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости, взаимопонимания, положительно влияют на авторитет взрослого.
Литература
- Богуславская З. М., Смирнова Е. Ю. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: — Просвещение, 1991
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983
- Зверева О. Сюжетно – ролевая игра. // Игра и дети 6/03
- Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2006
- Игра дошкольника / Л. А, Абрамен, Т. В. Антонова и др.; под ред. С. П. Новоселовой – М.: Просвещение, 1989
- Игровая терапия в детском саду. Л. Костина // Дошкольное воспитание 12/04
- Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994
- Осокина М. Игротерапия – вы знакомы? // Игра и дети 2/04
- Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2005
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 2
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003
- Смирнова Е. О. Детская психология: — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003
- Чистякова М. И. Психогимнастика / Ред. Буянова М. И.- М.: Просвещение, 1990
- Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
|