Автор:
Старший воспитатель ГБДОУ № 50 Петроградского района Санкт- Петербурга Шехмаметьева Р.Ш.
Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия, чаще уже в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым ответам. Знания, полученные детьми в этом случае осмысленны, и практически всегда прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Но зачастую, выражается это просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли в таком получении знаний инициатива самого ребенка, его фантазия, творчество, возможность применить знания из личного опыта, в поиске решения поставленной перед ним проблемы? Конечно нет, хотя основной задачей воспитания и обучения является не хорошее знание того или иного предмета, а формирование гармонично и всесторонне развитой, творческой личности. И одним из главных показателей такой личности являются мыслительные способности, развитые на высоком уровне.
Скачать презентацию
Что же сделать для того, чтобы ребенок начал сам чувствовать потребность в получении приобретения новых знаний, начал думать и находить пути решения каких-либо поставленных перед ним задач?
Безусловно, для такой самостоятельности мышления необходимо создать условия, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать в поиске новых знаний, способствовать его творческой инициативности и самостоятельности, условия для поиска пути решения определенных задач, которые в дальнейшем помогут ему приобрести необходимые знания.
Одной из активных технологий обучения является проблемное обучение.
Слайд №2. Проблемное обучение — это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.
Слайд №3. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога Джона Дьюи, в конце 19 века. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения в нашей стране активное участие принимали такие педагоги, как Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин.
Слайд №4
Одним из современных ученых, занимающихся данной проблемой является Николай Евгеньевич Веракса — научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы».
Слайд №5
Основные термины
Проблемный вопрос.
Это вопросы «почему?», «зачем»?
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний.
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
Слайд №6
Проблемная задача.
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.
Проблемная задача №1.
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Слайд №7
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:
- неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
- познавательная деятельность;
- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно.
- Появление проблемной ситуации;
- Выявление и четкое определение сущности проблемы;
- Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их обоснование;
- Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения;
- Проверка, насколько верно решение проблемы.
Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку вопрос должен быть как настолько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ.
Слайд №8
Слайд №9
- Моделирование и решение задач;
- Экспериментирование;
- Проектирование;
- Решение кроссвордов, шарад, головоломок
Слайд №10
Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:
- Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
- Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
- Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» — это наличие противоречия в объекте, когда что — то в нем хорошо, а что-то — плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце — это и плохо, потому что сушит, жжет).
- Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода — лед).
- Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи...», «Чем может быть... листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в...» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).
- Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса... карандаша...»).
Рекомендации по стилю общения с детьми
- Выслушивайте каждого желающего.
- Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
- Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
- Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
- В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения — групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.
Строки детского писателя С. Я. Маршака, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни.
Слайд № 11.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?»
Задача педагога — не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.
Слайд №12.
На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую — то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» — и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.
|