Шехмаметьева Раися Шамилевна. Технология проблемного обучения в ДОУ

Технология проблемного обучения в ДОУ

Автор:

Старший воспитатель ГБДОУ № 50 Петроградского района Санкт- Петербурга Шехмаметьева Р.Ш.

Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия, чаще уже в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым ответам. Знания, полученные детьми в этом случае осмысленны, и практически всегда прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Но зачастую, выражается это просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли в таком получении знаний инициатива самого ребенка, его фантазия, творчество, возможность применить знания из личного опыта, в поиске решения поставленной перед ним проблемы? Конечно нет, хотя основной задачей воспитания и обучения является не хорошее знание того или иного предмета, а формирование гармонично и всесторонне развитой, творческой личности. И одним из главных показателей такой личности являются мыслительные способности, развитые на высоком уровне.

 

Скачать презентацию

Что же сделать для того, чтобы ребенок начал сам чувствовать потребность в получении приобретения новых знаний, начал думать и находить пути решения каких-либо поставленных перед ним задач?

Безусловно, для такой самостоятельности мышления необходимо создать условия, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать в поиске новых знаний, способствовать его творческой инициативности и самостоятельности, условия для поиска пути решения определенных задач, которые в дальнейшем помогут ему приобрести необходимые знания.

Одной из активных технологий обучения является проблемное обучение.

Слайд №2. Проблемное обучение — это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.

Слайд №3. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога Джона Дьюи, в конце 19 века. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения в нашей стране активное участие принимали такие педагоги, как Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин.

Слайд №4

Одним из современных ученых, занимающихся данной проблемой является Николай Евгеньевич Веракса — научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы».

Слайд №5

Основные термины

Проблемный вопрос.

Это вопросы «почему?», «зачем»?

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний.

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

Слайд №6

Проблемная задача.

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Слайд №7

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:

  • неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
  • познавательная деятельность;
  • творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно.

  1. Появление проблемной ситуации;
  2. Выявление и четкое определение сущности проблемы;
  3. Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их обоснование;
  4. Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения;
  5. Проверка, насколько верно решение проблемы.

Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку вопрос должен быть как настолько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ.

Слайд №8

Слайд №9

  • Моделирование и решение задач;
  • Экспериментирование;
  • Проектирование;
  • Решение кроссвордов, шарад, головоломок

Слайд №10

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:

  • Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
  • Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
  • Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» — это наличие противоречия в объекте, когда что — то в нем хорошо, а что-то — плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце — это и плохо, потому что сушит, жжет).
  • Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода — лед).
  • Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи...», «Чем может быть... листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в...» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).
  • Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса... карандаша...»).

Рекомендации по стилю общения с детьми

  • Выслушивайте каждого желающего.
  • Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
  • Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
  • Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
  • В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения — групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Строки детского писателя С. Я. Маршака, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни.

Слайд № 11.

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?»

Задача педагога — не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

Слайд №12.

На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую — то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» — и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.

Просмотров: 529
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • И. В. Курбатова, И. В. Воробьева,. Технология проблемного обучения дошкольников
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Детская мультипликация, как средство решения наиболее актуальных задач возрастного развития дошкольников.
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Талипова Алсу. Конспект НОД с использованием проблемного обучения на тему «Волшебница-зима»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Дмитриева Ольга Николаевна. Интегрированное развлечение по ознакомлению с правилами дорожного движения в старшей группе 'Это должен каждый знать обязательно на 5'
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь