- Педагог-психолог: Солдатова Н.И.
- Учитель-логопед: Бурмицкая О.Н.
Дата и время проведения: 01. 10. 2020, 9.00.
Место проведения: ГБОУ Школа № 1537 УК «Ярославушка».
Тип занятия: обобщение полученных знаний.
Использованные технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
Продолжительность: 30 мин
Количество детей: 8 детей старшего дошкольного возраста, обучающиеся по АООП (ТНР, ЗПР)
Скачать конспект
Цель: обобщить знания и представления об основных изменениях в природе осенью, закрепить пространственно-временные представления (дни недели, время суток, право-лево, впереди-сзади, перед-после) и понятия об эмоциональных состояниях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- закреплять знания детей о временах года, осенних месяцах, днях недели, времени суток
- расширять знания и представления детей об окружающем мире
- закреплять знания по темам " Грибы, ягоды", "Лесные животные и их детёныши"
- закреплять умения распознавать эмоциональные состояния
- уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Осень»
коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторики
- продолжать развивать навыки словообразования и словоизменения
- развивать зрительную память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение, речевое дыхание
- стимулировать мыслительную и речевую активность детей
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям через игровую форму, дружелюбие, чувство взаимопомощи, инициативность
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: осенние картинки и иллюстрации, картинный материал лесных грибов и ягод, фигурки диких животных и птиц, бумажные осенние листья, макеты деревьев, пиктораммы эмоций, магнитная доска, стульчики по количеству детей, мягкий мячик среднего размера, костюм осени, музыкальные композиции «звуки природы» (шум дождя, пение птиц, шелест листьев).
Ход образовательной деятельности
Дети входят в группу, садятся в полукруг на стульчики.
П е д а г о г – п с и х о л о г:
- Здравствуйте ребята, подскажите мне пожалуйста, какое сейчас время года?
Давайте посмотрим в окно: какая сегодня погода?
Сегодня светит солнце. Как вы думаете, на какое настроение может быть похожа сегодняшняя погода (предлагает расмотреть пиктограммы).
А если бы дождь шел, молния, радуга б вышла…?
Да, погода иногда похожа на настроение (грустное, радостное)
Какие эмоции мы с вами знаем? (грусть, злость, радость, удивление)
О т в е т ы д е т е й.
П е д а г о г – п с и х о л о г:
- Предлагаю сейчас поставить фишку на ту пиктограмму, которая соответствует вашему настроению.
О т в е т ы д е т е й.
Дети подходят, ставят фишку на пиктограмму, комментируя свой выбор, педагог-психолог разбирает настроение каждого из детей.
П е д а г о г – п с и х о л о г: Итак, сейчас у нас осень. Давайте назовём признаки (по такому же принципу педагог проговаривает с детьми дни недели и время суток).
Игра «Приметы осени». Дети называют приметы, признаки осени, можно с опорой на картинку.
Пальчиковая гимнастика «Дни недели».
В понедельник я стирала, (кулачками трём друг о друга)
Пол во вторник подметала, (кисти расслабленных рук вниз и делаем
имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч. (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (указательным пальцем правой руки, водим по
кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила, (ладошки раскрыты и соединены вместе по
по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья. (машем ладошками к себе)
О т в е т ы д е т е й.
П е д а г о г – п с и х о л о г: — ребятки, в такой тёплый осенний денёчек я предлагаю вам прогуляться по осеннему сказочному лесу. Давайте выберем сказочный транспорт, на котором мы отправимся в путешествие.
О т в е т ы д е т е й.
Дети, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка.
Педагог-психолог: Ребята, по дороге в сказочный лес, погода будет меняться. Если надвигается дождь, мы предупредим впереди стоящего товарища мягко постукивая по спинке, если вдруг будет ветер, мы тоже предупредим своих товарищей погладив свеху вниз по спинке, а если же выдет солнышко мы просто положим руки на плечи и продолжим путь.
Двигаясь друг за другом по группе, отправляются в сказочный лес на выбранном транспорте. под музыкальное сопровождение, периодически останавливаясь, когда педагог сообщает о смене погоды (дождь, ветер, солнце) — дети выполняют движения на спине впередистоящего товарища. Дети, педагог-психолог оказываются в осеннем лесу. Входит Осень.
О с е н ь (у ч и т е л ь – л о г о п е д): — Меня вы ждали? Вот и я,
Здравствуйте, мои друзья.
О т в е т ы д е т е й.
О с е н ь (у ч и т е л ь – л о г о п е д): — Ребята, за что вы любите осень?
О т в е т ы д е т е й.
О с е н ь (у ч и т е л ь – л о г о п е д): — Слышите, ребята, ветер шумит (включается мелодия «шума ветра»)? Какой бывает ветер осенью?
О т в е т ы д е т е й.
О с е н ь (у ч и т е л ь – л о г о п е д): — Осенний ветерок предлагает поиграть с ним немного. Согласны?
О т в е т ы д е т е й.
Дыхательное упражнение «Ветерок». Осень раздаёт бумажные листья детям на ладошки. Дети набирают воздух через нос, не поднимая плечи. Вдох мягкий и короткий. Выдыхают на листочек, лежащий на ладошке. Выдох длительный, спокойный, щёки не надуваются. Упражнение повторяется несколько раз. Затем Осень собирает все листья в кучу и дети дуют все вместе на кучу листьев сильной воздушной струёй, чтобы получился листопад.
О с е н ь (у ч и т е л ь – л о г о п е д): — Дорогие ребята, посмотрите как красиво вокруг, как я разрисовала всё разноцветными красками. Осенью природа готовится к зиме и моим лесным жителям нужна ваша помощь. Ёжику надо собрать листья дуба для утепления своей норки, зайчику нужны кленовые листья для подстилки под кустом. Поможем, ребята?
О т в е т ы д е т е й.
Игра «Осенние листья». Образование относительных прилагательных. Согласование числительных с существительными.
Дети собираю осенние листья в разные кучки и называют с какого дерева лист (это лист с клёна — значит – это кленовый лист; это лист с дуба — значит это дубовый лист и т. д.). По окончании сбора листьев дети подводят итог, сколько и каких листьев они собрали.
Пальчиковая разминка «Листья»:
Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (загибают по очереди пальчики,
Листья рябины, проговаривая название листьев деревьев)
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберём.
Маме осенний букет отнесём (расправляем пальчики и шевелим)
О с е н ь (у ч и т е л ь – л о г о п е д): — Ребята, спасибо Вам за осенние букеты для мам. Посмотрите, сколько в лесу животных (показывает на фигурки животных и плакаты с животными), животные живут большими дружными семьями. А вы знаете, как называются детёныши диких животных? Какую пользу приносят дикие животные лесу?
О т в е т ы д е т е й.
Игра «Детёныши диких животных». Закрепление названий детёнышей диких животных, развитие навыка словообразования.
О с е н ь (у ч и т е л ь – л о г о п е д): — Какие вы молодцы, всё знаете. Ребята, ответьте мне на такой вопрос. Осенью принято собирать урожай. Что такое урожай, и какой урожай можно собрать в лесу?
П е д а г о г – п с и х о л о г: — Ребята, давайте подумаем и ответим осени на вопрос.
О т в е т ы д е т е й.
П е д а г о г – п с и х о л о г: — Осень, мы ответили тебе на твой вопрос?
О с е н ь (у ч и т е л ь – л о г о п е д): — Да, всё верно, осенью в лесу можно собрать урожай ягод и грибов. Вот сейчас мы и будем с вами его собирать, а я проверю, хорошо ли вы знаете лесные ягоды и грибы.
Логопедическая игра «Грибы-ягоды». Игра направлена на развитие навыка словоизменения (проводит учитель-логопед, педагог-психолог помогает). Осень показывает картинки грибов и ягод, дети их называют, образуя уменьшительно-ласкательную форму слова.
Игра «Грибы-ягоды» Игра развивает произвольную регуляцию деятельности, внимание, ориентировку в пространстве (проводит педагог-психолог). Игра проводится под музыку.
Если педагог-психолог говорит название гриба — дети садятся на корточки, если название ягоды – встают.
Игра «Небо-капля-лужа» (модификация «Нос-пол-потолок») Игра развивает произвольную регуляцию деятельности, внимание, ориентировку в пространстве (проводит педагог-психолог). Игра проводится под музыку.
Педагог говорит и показывает движения: «небо» – указательный палец правой руки вверх, «капля» — указательный палец правой руки подводим к носу, «лужа» — указательный палец правой руки вниз.
После того как дети выучили движения, педагог предупреждает, что сейчас будет называть слова быстрее и при это может путать движения, а дети должны внимательно слушать и точно выполнять движения.
О с е н ь (у ч и т е л ь – л о г о п е д): — Как вы весело играли.
На вопросы отвечали,
А теперь пришла пора
Нам прощаться детвора.
- Дорогие ребята, как вы мне понравились, всё знаете, всё умеете. И я бы хотела вам вручить небольшие памятные медальки, но только хочу от вас услышать хорошие слова обо мне.
Игра «Скажи словечко». Игра развивает воображение. Каждый из детей говорит об осени, за это получает памятную медаль.
Осень раздаёт медали, прощается и уходит.
Педагог-психолог: И нам с вами пора возвращаться в детский сад. Ритуал возвращения такой же как и отправки (смена погоды)
Дети садятся на стульчики.
Педагог-психолог: Ребята, понравилось вам в сказочном лесу? А что вам больше всего запомнилось и погравилось? Вот мне очень понравилось как мы играли «Небо-капля-лужа», а вам?
Ответы детей.
Давайте сейчас возьмем фишки другого цвета и снова положим на ту пиктограмму, которая сейчас похожа на ваше настроение.
А теперь «Ладошка-к-ладошке». Дети вытягивают руку и кладут ладонь на ладонь товарища и все хором «Всем-всем до-свидания»
Конец.
|