Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»
Многолетний опыт показывает, что только согласованная работа логопеда и психолога в условиях логопедического пункта дает устойчивые положительные результаты в коррекции нарушений развития речи и сенсомоторной сферы, что помогает ребенку полноценно общаться со сверстниками, успешно развиваться и обучаться. Без этого взаимодействия невозможно добиться необходимой коррекционно – развивающей направленности образовательного процесса и построения индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Предлагаем вашему вниманию конспект одного из интегрированных занятий, которое проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом.
Занятие подготовили и провели:
- Учитель – логопед: Кукушкина Галина Николаевна
- Педагог – психолог: Королева Анна Владимировна
Скачать: Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес» (полный конспект)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная
Цель: закрепление предлогов по теме «Зимующие птицы», включение детей в занятие, создание доверительной, сказачно – волшебной обстановки.
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие:
- Расширять и обогащать словарь по теме.
- Закреплять у детей правильное употребление предлогов – в, на, под, уточнять их пространственное значение
- Развивать связную речь
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, умение ориентироваться в пространстве
- Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами
2. Воспитательные:
- Воспитывать активность и внимание на занятии
- Воспитывать желание говорить красиво и правильно
- Воспитывать эмоциональное отношение к происходящим событиям
- Воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование: птица сорока (игрушка); снежинки; дерево; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, дерева с дуплом; схемы предлогов в, на, под; карточки для составления схемы предложения; сигнальные карточки с изображением солнышка и снежинки; «кормушки» для птиц; карандаши; аудиозапись ветра.
Организационный момент.
(психолог вносит игрушку сороки)
Психолог: Ребята, к нам из зимнего леса прилетела птица. Что это за птица?
Дети: Сорока.
Психолог: Сорока рассказала, что в лесу случилась беда. (Звучит аудиозапись с шумом ветра). Налетел северный ветер, унёс снежинки и теперь деревья замерзают без снега. Как вы думаете, почему деревьям холодно?
Дети: Снег согревает деревья, он сохраняет тепло.
Психолог: А кому ещё холодно зимой в лесу? (Птицам и зверям) Сорока просит помочь деревьям и птицам. Поможем?
Психогимнастика.
Психолог: Представьте, как холодно деревьям, птицам и мы тоже замёрзли.
(дети напрягают мышцы всего тела)
Психолог: Что нужно делать, чтобы согреться?
Дети. Нужно двигаться.
Психолог:
А в лесу мороз и ветер, По лесу гуляют дети, Руки, руки потирают, Руки, руки согревают.
Не замерзнут ручки – крошки Мы похлопаем в ладошки. Дружно хлопать мы умеем, Вот так руки мы согреем!
Чтоб не мерзли наши ноги Мы потопаем немного, Дружно топать мы умеем, Вот как ноги мы согреем!
Психолог: Мы согрелись, а теперь давайте поможем зимнему лесу и птицам. Как мы можем помочь?
Дети: Надо вернуть снежинки в зимний лес.
Психолог: (Находит большую снежинку, на ней написано послание от ветра, читает послание).
«Чтобы вернуть снежинки в лес вам нужно потрудиться, выполнить следующие задания».
Психолог. За каждый правильный ответ будем возвращать снежинки на деревья. Нужно быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное – правильно говорить. Ребята, а кто нас учит правильно говорить?
Дет: Логопед.
Психолог: Я думаю, что логопед поможет нам выполнить задания.
Логопед: Ребята, чтобы вернуть снежинки в лес, надо найти куда их спрятал ветер.
Давайте посмотрим внимательно вокруг. Где вы видите снежинки? (дети поднимают снежинки, говорят, где они лежали и отдают их логопеду)
Дети: Снежинка лежала под столом. (Под стулом, под шкафом, на столе, в коробке…)
Логопед: Какие маленькие слова (предлоги) помогли вам найти снежинки?
Дети: В, на, под. (логопед вывешивает на доске схемы предлогов)
Логопед: Ребята, нам нужно выполнить все задания и вернуть эти снежинки в лес.
Первое задание. (Загадки)
Логопед:
Непоседа птица эта – Одного с березой цвета (Сорока)
В серой шубке перьевой Ив морозы он – герой! Скачет, на ветру резвится! Не орел, а все же птица. (Воробей)
Спинкою зеленовата Животиком желтовата Черненькая шапочка И полоска шарфика (Синица)
(Дети отгадывают загадки, логопед за каждый правильный ответ даёт снежинку и выставляет на доске картинки с изображением зимующих птиц.)
Логопед: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Логопед: Почему их называют зимующими?
Дети: Потому что они не улетают в тёплые края, остаются зимовать.
Логопед: Молодцы, ребята! Можно вернуть несколько снежинок в лес. (Дети помещают снежинки на дерево).
Логопед: А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете зимующих птиц.
Игра «Угадай …»
У детей на столах по две сигнальные карточки с изображением снежинки и солнышка. Логопед показывает картинку, дети называют птицу, определяют, зимующая это птица или перелётная и поднимают соответствующую сигнальную карточку.
Игра «Расскажи, где птица»
Логопед: А теперь послушайте следующее задание. Нужно определить, где спрятались зимующие птицы. Вспомните и назовите маленькие слова, которые помогали нам определить, где находились снежинки. (На доске – схемы предлогов в, на, под, картинки с изображением синицы, снегиря, сороки, воробья и картинка с изображением дерева с дуплом).
Составьте, пожалуйста, предложения, используя схемы маленьких слов. (Дети составляют предложения).
- Дятел спрятался в дупло. - Снегирь сидит на ветке. - Воробей сидит под деревом на снегу. - Синица спряталась в ветках ели.
Логопед: Составьте, пожалуйста, схему предложения: «Снегирь сидит на ветке»
(Дети выкладывают на столах схему предложения).
Логопед: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Какое последнее слово? Перед каким словом находится маленькое слово (предлог) на?
(После выполнения задания логопед даёт детям несколько снежинок, чтобы они повесили их на деревья.).
Динамическая пауза. (речь с движением)
Логопед.
Мы по лесу гуляли, Дружно мы сорок считали: Раз, два, три, четыре, пять – Надо всех пересчитать.
Сосчитать мы их хотели, Но сороки улетели!
Упражнение «Покорми птичку»
Психолог: А сейчас ребята, давайте покормим птиц, которые встретились нам в зимнем лесу. У вас на столах кормушки, на которые слетелись птицы. Нарисуйте им зёрнышки. Сначала покормите птицу в верхнем левом углу, затем в нижнем правом, в центре кормушки.
(Дети получают снежинки за выполненное задание и украшают ими дерево).
Итог
Психолог: Ребята, посмотрите. Все деревья укутаны снегом. Теперь им не страшен мороз. Вспомните, какие задания мы выполняли. Сорока благодарит вас.
Психогимнастика.
Психолог: Теперь деревьям тепло и уютно, они не замёрзнут зимой. Мы сейчас возьмёмся за руки, почувствуем тепло наших рук, улыбнёмся друг другу.
|