Педагогический проект «Взаимосвязь учителя-логопеда и руководителя по физическому воспитанию в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи)»
- Коношенко Наталия Михайловна Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №4 «Светлячок» комбинированного вида г. Почеп, Брянская область
- Поличевская Ирина Владимировна Инструктор по физическому воспитанию МБДОУ «Детский сад №4 «Светлячок» комбинированного вида г. Почеп, Брянская область
В проекте представлены эффективные пути реализации взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре через разработку системы коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи).
Определены последовательность, особенность планирования коррекционной работы, а также основные функции педагогических подходов в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Актуальность проекта
Проанализировав ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и обучения детей, стало заметно, что количество дошкольников 5-7 летнего возраста, не овладевших в нормативные сроки звуковой культурой речи, возросло. Они составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что имеют полноценный слух и интеллект.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных стандартов, суть которых заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей, создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Скачать конспект
В нашем учреждении функционирует логопедическая группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии: физическом, психическом, социально – личностном.
Успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию ребенка.
Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей, так как они очень тесно связаны и дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.
Цель проекта
Коррекция речевых нарушений детей через развитие двигательной сферы.
Задачи проекта
- Воспитание интонационной стороны речи, речевого дыхания, голосовой функции, темпа речи
- Расширение словарного запаса, слоговой структуры в стихотворной речи
- Развитие чувства ритма, мимической и артикуляционной моторики
- Формирование двигательных умений и навыков, укрепление костно-мышечного аппарата, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве
- Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия и др.)
Результативность
- Совершенствование коррекционно-развивающего процесса
- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
- Раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка
Участники проекта
- Учитель-логопед
- Руководитель физического воспитания
- Воспитатели старшей группы
- Музыкальный руководитель
- Дети старшей группы
- Родители детей старшей группы
Продолжительность реализации проекта
- Долгосрочный (2015-2016 уч. г.)
Вид проекта
- Интегрированный
- Коррекционно-речевой, общеразвивающий
- Информационно-практико-ориентированный
Направления реализации
- Совместная деятельность учителя-логопеда и руководителя физического воспитания
- Взаимодействие с родителями
Этапы реализации проекта
- Информационно-аналитический:
- Изучение нормативной, психолого-педагогической, методической литературы
- Совместное перспективное планирование коррекционной работы по физическому воспитанию с учетом ведущего дефекта.
- Практический:
- Адаптирование учителем-логопедом речевого материала для НОД «Физическая культура», для спортивных праздников, физкультурных досугов в зависимости от этапа коррекционной работы;
- Реализация проекта:
- Выставка книг для родителей — «Развитие речи через движение»;
- Физкультурно-оздоровительный досуг с участием родителей «23 февраля»;
- Физкультурно-оздоровительный досуг «В гости к насекомым».
ого слуха в процессе игры Развитие тонких движений пальцев рук Развитие координационных способностей
Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения физических упражнений Формирование осанки и предупреждение ее нарушений
- Итогово-аналитический
- Мониторинг;
- Представление опыта в виде слайд-презентации, физкультурно-оздоровительного досуга, методических рекомендаций для воспитателей данного ДОУ и на Методическом объединении руководителей физического воспитания.
Приложение
Мониторинг
Литература.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб., 1999.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е.П. Панкова. — М.Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
- Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно-тематическое планирование/авт. -сост. Э.Ф. Курмаева. — Волгоград: Учитель, 2013.. -191 с.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 1997.
- Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. — № 4. С. 99-101.
|