Автор: Антошина Юлия Ивановна учитель-логопед I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №119» г.Рязани
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.
Этим средством были выбраны пособия из фетра. Уникальность данных пособий заключается в том, что игрушки из фетра не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися при знакомстве с новым учебным материалом, но и несут в себе большой развивающий потенциал. Развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на развитие речи.
Скачать конспект
В современной педагогике игрушки из фетра очень популярны. Изготовление пособий из фетра — это моё хобби. Все представленные пособия изготовлены мною.
Фетр — это плотная спрессованная шерстяная масса, которая нарезана на листы определенного размера и цвета. Плотность достигается за счет обработки шерсти горячим паром. Фетр – родственник войлока, для изготовления фетра используют более нежную и мягкую шерсть.
Игровые пособия ориентированы на дошкольников 4-7 лет, их я использую в непосредственной образовательной деятельности детей на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по разным направлениям работы:
- развитие фонематических процессов;
- развитие фонетико-фонематической стороны речи;
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- развитие связной речи;
- формирование слоговой структуры слова;
- обучение элементам грамоты;
- развитие мелкой моторики
- развитие психических функций.
Материалы, использованные при изготовлении пособий:
Фетр разной толщины и цвета, нитки мулине, иголки, ножницы, пуговицы, пластиковые глаза, текстильный клей, молнии, вата, прищепки, шнурки, пуговицы, липучки разных цветов, люверсы, кнопки, лента, деревянный червячок, карандаш или мел, мобиль, бусинки.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию пособие из фетра. Данное пособие — книга «Развивайка» будет полезна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, а также родителям, имеющих детей дошкольного возраста.
1-2 страничка «Слоговой паровозик».
Цель: автоматизация поставленных звуков в словах, учить делить слова на слоги.
Задания:
- Назови тех, кто едет в вагончиках (слон, коза, медуза и др.).
- Сколько слогов в слове слон? В каком вагончике он поедет?
3 страничка «Обезьяна Яна».
Цель: познакомить с символами гласных звуков.
Задания:
- Придумай слова, начинающиеся на заданный гласный звук, обозначенный символом.
- Отгадай, какой звук произнесла обезьяна? (логопед прикрепляет один из символов)
4 страничка «Составь слова».
Цель: обучение грамоте, дифференциация твердых-мягких согласных звуков, гласных-согласных звуков.
Задания:
- Составь слоги (от, ит, то, ум и т.д.), слово (кот, кит и т.д.)
- Назови мягкие-твердые согласные звуки в слове, гласные.
5 страничка «Времена года».
Цель: расширение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи, упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
Задание:
- Что бывает осенью, зимой, весной, летом? Составь предложение.
- Какие листья осенью? (оранжевый лист-оранжевые листья)
Осень Зима
Весна Лето
6,7 страничка «Кому, что дам?».
Цель: учить различать домашних и диких животных, упражнять в употреблении существительных в дательном падеже. (Собаке дам косточку. Кошке дам рыбу.)
8 страничка «Веселый червячок».
Цель: развитие мелкой моторики, упражнять в употреблении предлогов в, из, на.
Задания:
- Откуда вылезает червячок? Куда червячок залезает? Кто сидит на листочке? Кто спрятался в грибочке?
9 страничка «Транспорт».
Цель: активизация словаря по теме «Транспорт», виды транспорта (водный, воздушный, наземный), закреплять поставленный звук в речи изолированно.
Задания:
- Как летит самолет? (л-л-л) Как пароход гудит? (ы-ы-ы) Как машина едет? (р-р-р)
10 страничка «Большая стирка».
Цель: активизация словаря по теме «Одежда», упражнять в согласовании существительных и прилагательных и в употреблении в активной речи категории рода и числа.
Задания:
- Подбери носки по цвету.
- Платье какое? Юбка какая? Носки какие?
- Про что можно сказать она, они, он, оно?
- Покажи, про что можно сказать какие? какое? какая? какой?
- Что будем стирать в стиральной машине?
11 страничка «Завяжи ботинки».
Цель: развитие мелкой моторики, привитие навыков самообслуживания.
Задание:
- Завязать-развязать шнурки.
12 страничка «Лягушка-квакушка».
Цель: развитие артикуляционой моторики, автоматизация звуков в речи, расширение словаря по теме «Насекомые».
Задания:
- Артикуляционная гимнастика с лягушкой.
- Произносить чистоговорки: За-за-за – прилетела стрекоза. Зы-зы-зы- нет стрекозы. Зу-зу-зу- лягушка ловит стрекозу.
- Кого поймала лягушка?
Игра «Живая шляпа».
Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, в употреблении предлога под.
Задание:
- Кого нет? (нет тюленя и т.д.) Кто спрятался под шляпой?
Игра «Крабик».
Цель: обучение элементам грамоты.
Задание:
- Составь слог мо. Составь слог ом.
- Прочитай какой слог?
Игра «Здравствуй, пальчик!»
Цель: развитие мелкой моторики, развивать мышцы артикуляционного аппарата.
Использование: артикуляционная гимнастика с животными, пальчиковая гимнастика.
Пособие «Звуковые браслеты».
Цель: автоматизация звукоа в речи.
Использование: ребенок, у которого нарушено звукопроизношение носит браслет в течение некоторого времени, чтобы контролировать звук в речи.
Пособие «Полетели».
Цель: активизация работы мышц губ, развитие умения направлять струю воздуха в нужном направлении и выполнять плавный длительный выдох, способствование увеличению объема дыхания.
Использование: дыхательная гимнастика.
Таким образом, благодаря использованию в коррекционной работе наглядно-игровых пособий из фетра, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения познавательных мотивов, развития интересов. Процесс обучения становится эмоциональным и более действенным, а самое главное пособия оказывают положительное влияние на речь ребенка.
|