Автор-составитель: Бадикова Л.Р.
Возраст обучающихся: 4-7 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования «Английский язык для дошкольников» имеет культурологическую направленность. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.
Педагогическая значимость освоения иностранного языка дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе иностранной, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности.
Скачать конспект
Пятилетний возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком. Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, высокую степень развития фонематического слуха. Даже при наличии перерыва в обучении иностранному языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени. Имеются данные, что речь, усвоенная в дошкольном возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой.
Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.
Настоящая программа предназначена для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада (от 4 до 7 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.
Актуальность. Значение иностранного языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение иностранному языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, психолингвистов, родителей.
Освоение основ иностранного языка дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира.
На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Программа предполагает повторение одних и тех же тем на 1- 2 — 3 годы обучения, с усложнением. На 2-ом и 3-ем году обучения добавляется лексический материал, вводятся новые грамматические формы, происходит обучение развернутому монологическому высказыванию как составной части диалогического общения, большее внимание уделяется навыку аудирования — понимание аудиотекстов, представляющих различные жанры и стили речи, расширение фонетического минимума.
Возраст детей. Программа предусматривает обучение детей 4-7 лет.
Сроки реализации. Программа рассчитана на 3 года обучения, 36 часов в год, 108 часов за весь курс обучения.
Формы и режим ООД: ведущей формой организации является групповая. Наполняемость групп – 8-15 человек. ООД проводятся 1 раз в неделю, в средней группе с продолжительностью 20минут, в старшей группе с продолжительностью 25 минут, в подготовительной к школе группе-30 минут.
Форма занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы.
Методы и приемы:
- Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки).
- Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки).
- Работа с картинкой (описание картинки, подвижные игры, спокойные игры, творческие игры)
- Разучивание и декламация стихов (конкурс стихов, разучивание песен).
Содержание НОД
Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется ноутбук и аудиозаписи с записями стихов и песен на английском языке.
Цель программы: формирование черт поликультурной личности дошкольника и элементарных черт вторичной языковой личности дошкольника (4-7 лет) для осуществления межкультурной коммуникации на элементарном уровне.
Учебные задачи программы (1 год обучения):
формирование первичных навыков диалогической и монологической речи на английском языке;
Сформировать умения и навыки владения дошкольниками английским языком, развитие речевого слуха, памяти, внимания, мышления;
воспитание интереса и уважения к культуре других народов.
Учебные задачи программы (2 год обучения):
формирование первичных навыков диалогической и монологической речи на английском языке;
Сформировать умения и навыки владения дошкольниками английским языком, развитие речевого слуха, памяти, внимания, мышления;
воспитание интереса и уважения к культуре других народов.
Учебные задачи программы (3 год обучения):
Сформировать умения и навыки владения дошкольниками английским языком;
Приобщить дошкольников к культуре Великобритании в процессе ознакомления с компонентами ее культуры;
Воспитывать уважительное отношение к культуре Великобритании, к ее народу, воспитание навыков межкультурного общения.
Требования к уровню усвоения содержания Программы
Дошкольники первого года обучения (средняя группа, 4-5 лет) должны:
Знать 20-30 слов на английском языке, лексический репертуар общения по значительному количеству тем; 3 — 4 новых песен, стихов и понимать их содержание; использовать в речи существительные в единственном и множественном числе, глаголы в настоящем времени; использовать простое отрицание no.
Уметь выполнять словесные инструкции взрослого, входить в игровой образ и выполнять соответствующие действия по просьбе воспитателя, рассказать о себе, о любимой игрушке, о каком-либо животном, отвечать на вопросы взрослого, использовать английский язык в драматизациях на знакомые сюжеты.
Владеть фонематическими/ аудиативными навыками, понимать предложения на английском языке в игровых ситуациях; понимать и реагировать действиями на речь воспитателя (закрыть дверь, встать, сесть, принести что-либо) и на рассказ взрослого с использованием иллюстрации ( «Колобок», «Теремок»), навыками говорения (диалог, активной стороной является воспитатель)
Дошкольники второго года обучения (старшая группа, 5-6 лет) должны:
Знать 40-50 слов на английском языке, лексический репертуар общения по значительному количеству тем; 7 — 8 новых песен, стихов и понимать их содержание; использовать в речи существительные в единственном и множественном числе, глаголы в настоящем времени; использовать простое отрицание no.
Уметь выполнять словесные инструкции взрослого, входить в игровой образ и выполнять соответствующие действия по просьбе воспитателя, рассказать о себе, о любимой игрушке, о каком-либо животном, отвечать на вопросы взрослого, использовать английский язык в драматизациях на знакомые сюжеты.
Владеть фонематическими/ аудиативными навыками, понимать предложения на английском языке в игровых ситуациях; понимать и реагировать действиями на речь воспитателя (закрыть дверь, встать, сесть, принести что-либо) и на рассказ взрослого с использованием иллюстрации ( «Колобок», «Теремок»), навыками говорения (диалог, активной стороной является воспитатель)
Дошкольники третьего года обучения (подготовительная группа 6-7 лет) должны:
Знать около 100 английских слов, речевые образцы: 15-17 выражений утвердительного и вопросительного типа, лексический репертуар общения по значительному количеству тем; 8-10 новых песен, стихов и понимать их содержание; использовать в речи существительные в единственном и множественном числе, глаголы в настоящем времени, прилагательные (величина/цвет); использовать простое отрицание no и отрицание в структурах This is not / I do not like
Уметь рассказать о себе, о любимой игрушке, о каком-либо животном, описывать погоду, беседовать о продуктах, о частях тела, отвечать на вопросы взрослого, использовать английский язык в драматизациях на знакомые сюжеты.
Владеть навыками аудирования /понимания несложного рассказа воспитателя на слух с использованием наглядных средств (картина, рисунок, иллюстрация т.д.) / без опоры на наглядность; отвечать на вопросы по картинке (в пределах усвоенных структур).
|