Программа дополнительного образования для детей старшей группы "Почемучка"
Пояснительная записка.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково — познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Ребенок — дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремится разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.
Исследования, проведенные Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.
Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий для целенаправленной работы по поисково — познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Цель программы:
создание условий для формирования у дошкольников поисково — познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».
Задачи:
- создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный исследовательский и познавательный опыт;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- развивать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;
- воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Данная программа рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат обучения на один год:
- умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы), действовать по алгоритму;
- умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
- умение опытным путем определять силу тяготения, инерции, трения;
- умение опытным путем выявлять свойства предметов — массу, размеры;
- расширение знаний о Солнце и свойствах солнечной энергии;
- умение самостоятельно выполнять опыты по схеме, по заданию на рабочем листе;
- умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Формы подведения итогов:
- игра КВН;
- разгадывание кроссвордов;
- опыты.
Учебно — тематический план.
Программа рассчитана на 31 час в год. В месяц — на 4 часа, в январе — 3 часа. В неделю 1 час.
Количество часов по каждой теме:
вода — 8 часов, воздух — 6 часов, стекло — 1 час, физические свойства: инерция — 2 часа, вес и величина — 1 час, звук — 2 часа, электричество — 4 часа, магнит — 2 часа, песок и глина — 4 часа, мука — 1 час.
|