(из опыта работы)
Беденко А.И., Беляева Е.А. воспитатели МАДОУ ЦРР — д/с «Сказка»
Детский возраст — это период становления способностей и умственного развития ребенка. Проблема одарённости детей дошкольного возраста волнует учёных, родителей и обусловлена своей сложностью и потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Ведь сегодня в социуме человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, намного привлекательнее для современного работодателя, чем инертный, но исполнительный работник. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.
Требования и программы в школе сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно.
Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда.
Поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку одной из главных задач образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств для развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.
Первоначальная диагностика интеллектуальных способностей выявила проблемы в сфере развития процессов мышления, произвольного внимания и запоминания, слухового восприятия. Дети не умеют соблюдать правила игры, уступать друг другу, самостоятельно разрешать конфликты, распределять роли и т. д.
Для того, чтобы начать работу по формированию логических приемов мышления у детей, мы перед собой поставили следующие задачи:
- Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
- Формировать умение прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
- Развивать наглядно — действенное и наглядно-образное мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
- Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
- Воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
- Обеспечить максимальную активность детей в самостоятельном процессе познания.
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя:
- создание определенной предметно-развивающей среды в группе, которая будет способствовать росту уровня интеллектуальной культуры, в целом, и логического мышления, в частности
- систематическое использование разнообразных форм и методов развития мышления детей старшего дошкольного возраста с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием
- совместная деятельность воспитателей, родителей, направленная на развитие логического мышления детей.
Следующим этапом в нашей работе было оформление центра развивающих игр, в котором в постоянном доступе находятся блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, разнообразные дидактические игры по формированию элементарных математических представлений дошкольников, игры на развитие логического мышления, игры с плоскостным конструктором, игры-головоломки, кроссворды, ребусы, лабиринты и т.д. Составлена картотека имеющихся пособий.
В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология, поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах.
В непосредственно образовательную деятельность уже в средней группе включаем игры на развитие познавательных процессов (восприятия, произвольного внимания, памяти). Это такие игры как "Запомни картинки", "Найди одинаковые" и т. д.
Постепенно возможности использования игр и упражнений на развитие наглядно-образного, абстрактного, логического мышления в воспитательно-образовательном процессе расширяются. Привлекаем детей к разгадыванию загадок, решению логических задач, предлагаю игры "Продолжи узор", "Найди закономерность", "Раздели на группы", "Найди общее слово", "Составь фигуру". Важно, чтобы данная работа велась планомерно и систематически. Только в этом случае возможно получение максимально высокого результата интеллектуального развития дошкольников.
На первом этапе предлагаем детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняем и закрепляем представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как: «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко?», «Найди ошибки», «Да или нет?»
Наряду с этими играми, даем детям логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких оригинальных играх. Например, упражнение
«Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.
Последовательно детям предлагаем задания на трансформацию объекта, размера
объекта, количества объектов (изменение количества частей или фигур) и другие задачи.
В игре заложена основа поэтапно усложняющихся действий.
Для решения логических задач дети должны научиться выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать, удерживать в памяти, обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам.
Дидактические упражнения «Цепочка», «Второй ряд», «Чудесный мешочек», «Домино» помогли детям освоить свойства фигур и понять выражения «такой же» — «не такой», находя различия по цвету, по форме, по размеру, по толщине сравниваемых предметов.
Дидактические упражнения «Засели домики», «Дорожки», «Раздели блоки» и другие
позволяют формировать у детей умение классифицировать свойства фигур с постепенным увеличением количества свойств.
Начиная со старшего возраста, мы осваиваем с детьми настольную игру «шашки». Тут не обходится без помощи родителей, так как в саду ребятам можно только объяснить правила игры и заинтересовать ею. А вот играть несколько партий подряд не позволяет время. И поэтому именно дома с родителями и другими родственниками дети могут отрабатывать навыки и приемы игры.
В соответствии с принципом наращивания трудностей, предусматривается освоение детьми нового материала с простого манипулирования играми, первичного ознакомления с игрой. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.
Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается своего рода определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности.
Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников.
|