Тарануха Ольга Сергеевна. «Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

«Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд — выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд — выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд — выращивает молодое поколение.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Возникает ряд вопросов:

Как повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников? Как вовлечь воспитанников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы не раз задавал себе каждый педагог. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не педагог, а сам воспитанник или ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих дошкольников к получению знаний. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Можно. Более того, как и другие качества ума, мышление можно развивать.

Развивать мышление– значит развивать умение думать.

 

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Результативность критического мышления включает в себя:

  • самосовершенствование личности;
  • развитие творческих способностей;
  • умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
  • сформированность навыков самостоятельной и групповой деятельности;
  • интерактивное включение воспитанников в учебно-воспитательный процесс.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Данная технология разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.

  • Первый этап – «вызов» — пробуждается интерес к теме.
  • Второй этап – «осмысление» — осмысленная работа с текстом или информацией.
  • Третий этап – «рефлексия» — размышления, формирование личностного отношения.

Первый этап – «вызов».

Его присутствие на каждом занятии обязательно. Этот этап позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности;

побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

Второй этап – «осмысление» — содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Этап позволяет:

получить новую информацию;

осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третий этап – «рефлексия» — размышления. На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных.

На этапе вызова эффективны такие приемы обучения, как:

«Прогнозирование»

Активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение русской народной сказки «Крошечка — Хаврошечка». — Как вы думаете, о ком вы сейчас узнаете в русской народной сказке «Крошечка — Хаврошечка»? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

«Верные – неверные суждения»

Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание. При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (красная сигнальная карточка) и неверность (чёрная сигнальная карточка) ответов. Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Также этот метод можно использовать при проверке усвоенного материала.

«Корзина идей»

«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

На этапе осмысление эффективны следующие приемы:

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Тонкие вопросы, это те вопросы, которые требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать?

А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: Дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…?

Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз занятия:

на стадии вызова — это вопросы до изучения темы,

на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при рефлексии— демонстрация понимания пройденного.

«Чтение со стопами»

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

«Дерево предсказаний»

Активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Родной город — Волжск. Какие ассоциации возникают при слове «Волжск»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком – символом. — Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основными словами «город Волжск» с помощью стрелок.

«Чтение с остановками»

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

«Синквейн»

В переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Памятка «Правила написания синквейнов».

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.

Последняя строчка – это слово — синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Так как не все дети дошкольного возраста умеют писать и читать, то можно составлять синквейн устно, а также с использованием условных обозначений предметов, схематических записей.

«Синквейны – загадки»

Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

???????

добрый, дружелюбный

поет, учит, прощает

мурлыка и баюн

мультяшный герой

На этапе рефлексии используются следующие приемы:

«Кластер»

Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди.

Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Так как не все дети умеют читать, то можно использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы.

Метод «Шесть шляп мышления»

В основе» «6 шляп» лежит идея параллельного мышления Эдварда де Боне. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:

- белая – факты

- красная – чувства, эмоции

- черная – критика

- желтая – позитив

- зеленая – творчество

- синяя – управление процессом

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Великий мыслитель и философ Конфуций в свое время сказал такие слова:

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня – я пойму».

Просмотров: 607
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мансурова Валентина Борисовна. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в старшей группе ДОУ.
  • Кармазова Анна Михайловна. «Развитие мышления умением задавать правильные вопросы»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр
  • Беденко Александра Ивановна. Формирование логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс логико-математических игр
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Светлана Замятина. Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)
  • Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)
  • Пелипенко Светлана Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Менх Дарья Владимировна. Развитие творческих способностей и нестандартного мышления дошкольников через нетрадиционную технику рисования — Эбру
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Батищева Елена Ярославовна. Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Наталья Викторовна Скорзова. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь