Наталья Викторовна Скорзова. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста

Развитие мышления детей старшего дошкольного возрастаВсе мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить?». Разве это умение не дано нам от природы? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: « Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев (имбецильность, дебильность, идиотия и т.п.), то умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал свое мышление сам.

Скачать конспект

Развитие детского мышления – острая проблема, которая волновала выдающихся психологов и педагогов, таких как П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова, Н.Н.Поддъяков, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже и др. В своих работах они всесторонне и глубоко освещали данную проблему, вскрыли основные закономерности формирования умственных действий и понятий у дошкольников. Но все же до сих пор остаются  неразрешенными, недостаточно ясными наиболее важные вопросы, такие как выяснение принципиальной возможности саморазвития, самодвижения детского мышления на определенных этапах развития ребенка, а также в настоящее время с особой остротой встает задача разработки такого нового содержания обучения и его методов, которое обеспечило бы формирование полноценного процесса мышления, когда каждый акт мыслительной деятельности обеспечивает рост определенных, ясных знаний и умений и вместе с тем ведет к возникновению новых, неясных образов, предположений и т.д.
Что же такое мышление и почему его надо организовывать?

 

Есть замечательные книги по развитию математического, литературного, технического мышления, а также «ума полководца». Как разобраться педагогу, кто перед ним – будущий физик или великий писатель?  Надо ли мышление разных детей развивать по – разному?
«Мышление – процесс деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще нерешенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме».
Одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, т.е. производящим новый продукт – идею, новое решение (С.Л.Рубинштейн); другие включают в него и репродуктивные (воспроизводящие уже имеющиеся у человека знания) этапы (П.Я.Гальперин). Важно заметить, что воспроизведение (вспоминание) уже имеющихся знаний – одна из функций памяти, в то время как «искание и открытие нового» действительно творческий, не рутинный, высший познавательный процесс. Зачем воспитателю знать такие тонкости? Затем, чтобы понимать: в первом случае он будет задавать ребенку алгоритм действий (например, решения задачи по типу уже решенной); во втором – научит находить свое – оригинальное решение, где известные ему алгоритмы непригодны.
Одна из актуальных задач совершенствования подготовки педагогов к практической работе – вооружение не только знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей, но и умением выявлять их и изменять с помощью современных психодиагностических методик.
Из трех видов мышления: словесно - логическое, наглядно – образное и наглядно – действенное – у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого – словесно – логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста,  в первую очередь необходимо обращать внимание на наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поскольку эти виды мышления имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач, то мы считаем, что повысить уровень интеллектуальных способностей детей можно путем создания комплексных мероприятий. А так как « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», то в практике дошкольного учреждения особое внимание следует уделять играм.
№    Название заданий    Цель
1.    «Замри»    Учить детей понимать схематическое изображение позы человека.
2.    «Звезды на небе»    Учить дошкольников соотносить схематическое изображение предмета с художественным.

3.    «Подбери детали»    Учить анализировать контурную схему.
4.    «Чего не хватает?»    Учить анализировать схему предмета и соотношение предметов в пространстве.
5.    Чтение произведения И.Алтынсарина «Спор животных».    Проанализировать какое животное было право и почему.
6.    Просмотр сказки Е.Елубаева «Кто сильнее?»    На основе анализа выяснить, кто же из персонажей сказки сильнее.
7.    «Разные дома»    Учить детей сравнивать рисунок и чертеж предмета.
8.    На прогулке    Сравнить погодные явления вчера и сегодня.
9.    Заучивание наизусть  стихотворений Абай «Осень» (отрывок) и Г.Скребицкого «Осень»    Сравнить, как в произведениях двух авторов описываются погодные явления.
10.    «Охотник – рыболов»    Упражнять животных в умении классифицировать и называть животных, рыб и птиц.
11.    «Вершки – корешки»    Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
12.    «Кто больше назовет предметов?»    Учить детей классифицировать предметы по месту их производства».
13.    «На что это похоже?»    Учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
14.    «Волшебная мозаика»    Учить дошкольников создавать схематические изображения предметов.
15.    «Домино»    На основе обобщенно – схематического изображения распределить виды рисунков.
16.    «От зернышка до булочки»    Закрепление знаний о сельскохозяйственных машинах, об этапах и производстве хлеба.
17.    «Кто быстрее?»    Систематизация знаний детей о спорте.
18.    «Природа и человек»    Систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

 

В развитии мышления дошкольников элементы проблемного обучения играют очень важную роль, так как перспективность этого вида обучения оказывает влияние на формирование самостоятельности мышления детей и творческой активности, поэтому следует говорить о мышлении как искании и открытии нового, как о решении проблемы.   
Воспитатель ставит перед детьми цель, и они начинают мыслить? Если бы. Цель не может быть задана извне, она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально и только в том случае, если дошкольник принял задачу (проблему) к решению, т.е. захотел ее решить и попал тем самым в проблемную ситуацию. Значит, задача педагога – создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребенок захотел бы мыслить.                                                                                                                                                                                                  Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребенок находит что – то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно – следственных отношений. Отсюда возникают многочисленные вопросы («почему?», «как?», «зачем»).  Вопрос «почему?» («из–за чего?») устанавливает причинно – следственные связи; вопрос «зачем?» - вопрос к цели («для чего?»), а вопрос «как?» (как устроен, как поступить) – стратегический. Все они носят явно исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы, типа «что?», «где?», «когда?», но их обычно меньше, и касаются они новых предметов («что это?»).
Процесс мышления проходит по одной и той же схеме, как у ребенка, так и у взрослого:
•    Усмотрение противоречия («что-то не так, что–то не то»), сопровождающееся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.
•    Осознание проблемы и возникновение желания ее разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес, мотивацию к решению.
•    Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарования.
•    Момент нахождения решения (инсайт) сопровождается, как правило, яркими и положительными эмоциями, радостью, восторгом.
•    Проверка решения (у детей необязательна,  если найденный ответ, даже неверный, удовлетворяет ребенка; чаще всего он за подтверждением обращается к взрослому); эмоциональное состояние – чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.
Если этапы процесса мышления едины, то мышление будет развиваться на любом материале. Но задатки и способности у детей разные, причем о них можно и не догадываться, пока они не проявятся. Разнообразный материал поможет выявить эти способности.
Таким образом, всех детей необходимо учить мыслить одинаково – через создание проблемных ситуаций и решение проблем, но проблемный материал должен быть разнообразным, неоднотипным.
Проблемные ситуации для дошкольника можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышлении успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной  игры или совместного творчества и приносить много пользы детям.
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1.    Можно и нужно учить детей правильно, организованно мыслить.
2.    Дошкольнику интереснее мыслить, чем запоминать.
3.    Найденное в процессе мышления становится знанием, включаясь в причинно – следственные связи в сознании, тогда как  запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
4.    Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
5.    Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные, они направлены на развитие мышления.
6.    Вопросы «что?», «где?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

Просмотров: 674
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Беденко Александра Ивановна. Формирование логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс логико-математических игр
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Ярмухаметова Алена Сергеевна. Дидактическая игра как средство развития мышления
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Кармазова Анна Михайловна. «Развитие мышления умением задавать правильные вопросы»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Тарануха Ольга Сергеевна. «Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь