Мансурова Валентина Борисовна. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в старшей группе ДОУ.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в старшей группе ДОУ.

Мансурова Валентина Борисовна МБДОУ № г. Томск

Развитие критического мышления через чтение и письмо, кратко РКМЧП, казалось бы, что данная педагогическая технология в образовании возможна только для детей, которые обучаются в школе, но сегодня мы развеем этот миф, и рассмотрим варианты разработки технологии в ДОУ. РКМЧП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит), но данная технология до настоящего времени остается актуальной, так как в ней синтезированы идеи и методы сразу нескольких технологий, таких как коллективное обучение, развивающее обучение и сотрудничество.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. Данная технология имеет 3 стадии, вызов, осмысление, рефлексия. Посмотрите на эти 3 определения, как они прекрасно подходят к ФГОС, данная технология идеальна для нового образовательного стандарта, стоит только научиться применять ее в детском саду.

 

Один из самых успешных методов по работе с РКМЧП является мнемодорожка. Для заучивания стихотворения составляется дорожка из картинок-подсказок для детей, мнемодорожка может создаваться из выпуклых кубиков, либо оформляться в рамочку, или же разместиться на магнитной доске, данный вид мнемодорожки является самым не затратным по времени. Размещая такие картинки-подсказки дети с легкостью заучивают стихотворение повторив по очереди 3-4 раза, так же здесь имеет место быть чтения стихотворения по ролям, тем самым дети учатся уступать друг другу, и также развивается дисциплина на занятии, проговариваются правила, и соблюдается соперническая дистанция, дети знают, что каждый из них прочтет ту или иную строчку, и не будут выкрикивать с места.

Следующий прием РКМЧП, это «синквейн», это пятистрочный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» имеет свою структуру написания- этапы, 1) имя существительное, тема, 2) признак предмета (прилагательное) – два слова, 3) действие предмета, 4) фраза, выражающая отношение автора к теме, вывод, свое личное мнение, 5) слово-синоним. Данный прием лучше всего использовать во время рефлексии, закреплении темы, подводя итог занятия. Например, тема занятия «Зимний лес», там мы изучали березу, ели, сосны, дуб, конечно самым показательным из деревьев будет ель, или сосна, так как их облик не меняется не в какое время года. Ель. 1. Ель. 2. Зеленая, большая. 3. Пушистая, колючая, снежная. 4. Наряжают на праздник. 5. Зимой и летом одним цветом.

Этапы создания «синквейна» с детьми:

1 этап. На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

«Кто это?» — Ежик. «Что это?» — машина.

2 этап. Вводится “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.

«Ежик какой?» — Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

3 этап. “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика.

«Ежик что делает?» — Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

4 этап. Детям дается алгоритм составления синквейна.

Так же можно использовать «синквейны-загадки», когда воспитатель сам составляет «синквейн» по выбранной теме, закрывая первый пункт четверостишья, дети в свою очередь разгадывают зашифрованный предмет, название.

Так же не следует забывать, что все новое, это хорошо забытое старое, с введением ФГОСа. Многочисленные старые методы и приемы переделываются под новый мотив, и мы уже работаем по инновационным технологиям. Игра вопрос-ответ, это прием РКМЧП «Кубик». На котором расписаны вопросы о предмете, на которые ребенок в свою очередь дает ответы, прием принимает форму игры, после того, как ребенок кидает этот кубик, и «самостоятельно» или же «по воле судьбы» ему выпадает тот или иной вопрос.

Казалось бы, такая сложная в понимании, но такая легкая в использовании технология РКМЧП, не просто является находкой для воспитателя, педагога, но и решает следующие образовательные цели и задачи: дети учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, принимать самостоятельные, продуманные решения, так же во время использования РКМЧП активизируется самостоятельное мышление. Воспитанники учатся работать в группах и парах, происходит развитие творческих навыков, их совершенствование, дети не боятся высказывать своё мнение, учатся здоровой дискуссии, формируются коммуникативные навыки. Технологию РКМЧП удобно интегрировать с другими педагогическими технологиями, такими как проектная деятельность, проблемное обучение, игровая технология, ТРИЗ.

Современные образовательные технологии очень разнообразны, и использование их многогранно. Свою статью хотелось бы закончить «синквейном» 1. РКМЧП 2. Критическое мышление 3. Развитие 4. Простая в использовании инновационная технология 5. Обучение к самостоятельному мышлению. Таким образом складывается простая ремарка определения технологии РКМЧП в работе с дошкольниками на базе ДОУ.

Список использованной литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству М.: 2018. – 234с.
  2. Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010. № 5. — с.47
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. — № 4
  4. Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. — 2008 № 2 — с.29-31
  5. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. — 2009.
  6. Муштавинская И.Г. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление//Методист. -2002. -№2
  7. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006. — 156 с

-.

Просмотров: 430
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Тарануха Ольга Сергеевна. «Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Агеева Ирина Алексеевна. Синквейн – эффективная технология в работе по развитию речи дошкольников.
  • Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Осадчая Светлана Александровна. Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»
  • Кравцова Инна Витальевна. Персонификация в пескотерапии как инновационная здоровьесберегающая технология в деятельности педагога-психолога, воспитателя ДОО (методические рекомендации)
  • Козаченко Елена Вадимовна. Информационно-коммуникационные технологии в создании фотокниги “Книга для Сони”. Тема: ИКТ (информационно-коммуникационная технология).
  • Бреславец Юлия Викторовна. Технология опыта работы ФГБДОУ «Детский сад № 258» по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
  • Бородина Светлана Викторовна. Мастер — класс: «Технология развития творческих способностей детей старшего возраста по средствам работы с бросовым материалом «Волшебные бутылочки»
  • Олеся Зверева. Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Жиглова Марина Львовна, Траутман Евгения Робертовна. «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»
  • Менх Дарья Владимировна. Развитие творческих способностей и нестандартного мышления дошкольников через нетрадиционную технику рисования — Эбру
  • Бунятова Юлия Владимировна. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Куашева Татьяна Александровна. Риторика как технология развития речи дошкольников.
  • Штрифанова Н.В., Аристова Н.А., Гришина С.Ю.. ПРОЕКТ: «ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. «ТРЕНАЖЕР АГАШИНА»
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Мячикова Ирина Анатольевна. Педагогическая статья 'Технология проектирования в детском саду'
  • Касьянова Анна Николаевна. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Банщикова Марина Владимировна. Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.
  • Шумакова Галина Анатольевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ «Социо-игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников»
  • Хаустова Юлия Петровна. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Шипкова Вера Николаевна. Методическое пособие 'Груша'. Образовательная технология 'Триз'.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Григорьева Наталья Сергеевна. Технология проектов в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Дубова Инна Александровна. ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ», КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь