Мансурова Валентина Борисовна МБДОУ № г. Томск
Развитие критического мышления через чтение и письмо, кратко РКМЧП, казалось бы, что данная педагогическая технология в образовании возможна только для детей, которые обучаются в школе, но сегодня мы развеем этот миф, и рассмотрим варианты разработки технологии в ДОУ. РКМЧП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит), но данная технология до настоящего времени остается актуальной, так как в ней синтезированы идеи и методы сразу нескольких технологий, таких как коллективное обучение, развивающее обучение и сотрудничество.
Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. Данная технология имеет 3 стадии, вызов, осмысление, рефлексия. Посмотрите на эти 3 определения, как они прекрасно подходят к ФГОС, данная технология идеальна для нового образовательного стандарта, стоит только научиться применять ее в детском саду.
Один из самых успешных методов по работе с РКМЧП является мнемодорожка. Для заучивания стихотворения составляется дорожка из картинок-подсказок для детей, мнемодорожка может создаваться из выпуклых кубиков, либо оформляться в рамочку, или же разместиться на магнитной доске, данный вид мнемодорожки является самым не затратным по времени. Размещая такие картинки-подсказки дети с легкостью заучивают стихотворение повторив по очереди 3-4 раза, так же здесь имеет место быть чтения стихотворения по ролям, тем самым дети учатся уступать друг другу, и также развивается дисциплина на занятии, проговариваются правила, и соблюдается соперническая дистанция, дети знают, что каждый из них прочтет ту или иную строчку, и не будут выкрикивать с места.
Следующий прием РКМЧП, это «синквейн», это пятистрочный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» имеет свою структуру написания- этапы, 1) имя существительное, тема, 2) признак предмета (прилагательное) – два слова, 3) действие предмета, 4) фраза, выражающая отношение автора к теме, вывод, свое личное мнение, 5) слово-синоним. Данный прием лучше всего использовать во время рефлексии, закреплении темы, подводя итог занятия. Например, тема занятия «Зимний лес», там мы изучали березу, ели, сосны, дуб, конечно самым показательным из деревьев будет ель, или сосна, так как их облик не меняется не в какое время года. Ель. 1. Ель. 2. Зеленая, большая. 3. Пушистая, колючая, снежная. 4. Наряжают на праздник. 5. Зимой и летом одним цветом.
Этапы создания «синквейна» с детьми:
1 этап. На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.
«Кто это?» — Ежик. «Что это?» — машина.
2 этап. Вводится “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.
«Ежик какой?» — Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
3 этап. “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика.
«Ежик что делает?» — Фыркает, спит, сворачивается, ловит.
4 этап. Детям дается алгоритм составления синквейна.
Так же можно использовать «синквейны-загадки», когда воспитатель сам составляет «синквейн» по выбранной теме, закрывая первый пункт четверостишья, дети в свою очередь разгадывают зашифрованный предмет, название.
Так же не следует забывать, что все новое, это хорошо забытое старое, с введением ФГОСа. Многочисленные старые методы и приемы переделываются под новый мотив, и мы уже работаем по инновационным технологиям. Игра вопрос-ответ, это прием РКМЧП «Кубик». На котором расписаны вопросы о предмете, на которые ребенок в свою очередь дает ответы, прием принимает форму игры, после того, как ребенок кидает этот кубик, и «самостоятельно» или же «по воле судьбы» ему выпадает тот или иной вопрос.
Казалось бы, такая сложная в понимании, но такая легкая в использовании технология РКМЧП, не просто является находкой для воспитателя, педагога, но и решает следующие образовательные цели и задачи: дети учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, принимать самостоятельные, продуманные решения, так же во время использования РКМЧП активизируется самостоятельное мышление. Воспитанники учатся работать в группах и парах, происходит развитие творческих навыков, их совершенствование, дети не боятся высказывать своё мнение, учатся здоровой дискуссии, формируются коммуникативные навыки. Технологию РКМЧП удобно интегрировать с другими педагогическими технологиями, такими как проектная деятельность, проблемное обучение, игровая технология, ТРИЗ.
Современные образовательные технологии очень разнообразны, и использование их многогранно. Свою статью хотелось бы закончить «синквейном» 1. РКМЧП 2. Критическое мышление 3. Развитие 4. Простая в использовании инновационная технология 5. Обучение к самостоятельному мышлению. Таким образом складывается простая ремарка определения технологии РКМЧП в работе с дошкольниками на базе ДОУ.
Список использованной литературы:
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству М.: 2018. – 234с.
- Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010. № 5. — с.47
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. — № 4
- Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. — 2008 № 2 — с.29-31
- Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. — 2009.
- Муштавинская И.Г. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление//Методист. -2002. -№2
- Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006. — 156 с
-.
|