Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивное обучение — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и дошкольника.
Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Наиболее употребляемыми стали: дискуссии.
В традиционной отечественной категориальной дидактике дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий педагогических работников дошкольных учреждений. Несмотря на глубокий психологический анализ возможностей диалогового взаимодействия в обучении, в российской педагогике дискуссия как способ построения образовательного процесса, способ работы воспитателя разработана пока недостаточно. В отечественной литературе наиболее полно основы образовательного процесса в форме дискуссии изложены М. В. Клариным.
Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.
Дискуссия обеспечивает активное включение дошкольников в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании дошкольников.
Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности дошкольников. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.
Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую тему, применить имеющиеся знания в процессе совместного обсуждения.
Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества дошкольников, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности дошкольников, их эмоциональной включенности в обучающий процесс.
Влияние дискуссии на личностное становление дошкольников обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.
Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична. Но характер этого полилога может быть разным:
Полилог – разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор;
Полилог – многоголосие – согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы – диалог.
Технологии проведения обучающих дискуссий направлены на развитие критического мышления дошкольников, формирование у них ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной и предметной. Наряду с этим дошкольники овладевают умениями формулировать, высказывать собственное мнение, вести диалог, в целом – дискуссионной культурой.
Цель технологии проведения дискуссий с дошкольниками: развитие критического мышления дошкольников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
Основа технологии – наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале. Именно на этом противоречии и выстраивается столкновение мнений, отбираются аргументы для их обоснования.
Структура дискуссии: Выявление и формулирование противоречия, проблемы. Актуализация усвоенных знаний, способов образовательных действий, перенесение их в новую образовательную ситуацию. Обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по предложенной теме, анализ информации, обсуждение возможных решений обсуждаемой темы, формулирование мнения группы и его коррекция воспитателем по необходимости. Коллективное обсуждение проблемы. Экспертиза. Подведение итогов дискуссии. Рефлексия.
Организация дискуссии предполагает деление группы дошкольников на подгруппы и взаимодействие внутри подгрупп и между подгруппами.
Правила проведения дискуссии:
ведущий – воспитатель группы
участие родителей в дискуссии, как участников или капитанов подгрупп
роли распределяются при обсуждении в подгруппах;
каждый участник имеет право высказать свое мнение;
точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами;
высказывания только по теме;
диалог строится на этических нормах;
не повторять формулировок;
не прикрываться за мнение других;
стремиться к разностороннему исследованию темы дискуссии
Формы организации: игра – дискуссия:
«Круглый стол» — обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой дошкольников (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с остальной частью группы.
Игра-дискуссия «Микрофон».
В рамках согласованной помощи воспитатель активизирует слабоактивных детей в группе тем, что передает им микрофон: «Говорит тот, у кого микрофон.»
Игра – дискуссия «Вертушка».
Вовлечение дошкольников всей группы в обсуждение темы. Дошкольники рассаживаются в два круга. Внутренний круг – спиной к центру, неподвижный; внешний круг – подвижный. По сигналу воспитателя дошкольники, находящиеся во внешнем круге, пересаживаются на стул вправо и работают с новым партнером, обсуждая ту же тему. Дискуссия идет в парах, к концу круга у дошкольников постепенно накапливается система аргументов «за» или «против». Они глубже погружаются в тему, выстраивают четкую систему аргументов, самостоятельно формируют собственную позицию.
Игра – дискуссия «Карусель».
Все дошкольники высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.
Обучающая дискуссия диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием обучающего материала.
Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность дошкольников, которые высказывают свою точку зрения на проблему, повышает интерес к правовым знаниям, формирует правовую культуру и правосознание.
Основные задачи воспитателя в ходе проведения дискуссии:
Привить и закрепить уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность дошкольников, развитие рефлексивного мышления.
Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда дошкольники
обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии. Именно зрелость игры определяет, может ли ребенок перейти к более сложной деятельности. Зрелый дошкольник уже не играет игрушками, просто ими манипулируя, как младенец. Ему для игры нужны другие люди, которые играют определенные роли, причем обязательно в игре детей присутствуют определенные правила. Зрелый дошкольник любит игры с правилами. И, хотя ему еще трудно смиряться с проигрышами, он уже готов осознать то, что иногда у него что-то не получается.
Взаимодействие в дискуссии с дошкольниками строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников — то есть обращении дошкольников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения.
Сущностной чертой дискуссии дошкольников является диалогическая позиция воспитателя, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
На первых порах использования дискуссии усилия воспитателя сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания воспитателя оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше дошкольники приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.
Игра — Дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
|