Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механики, электроники, автоматики, конструирования, программирования и технического дизайна, а дошкольный возраст – это идеальное время для начала изучения основ программирования и робототехники, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству...
Для развития у дошкольников логического, алгоритмического мышления, вовлечения их в техническое творчество в нашем детском саду мы активно внедряем СТЕМ-технологии, а, как известно, одним из модулей СТЕМ-образования является программирование и робототехника.
Скачать конспект
В нашем детском саду реализуется программа дополнительного образования «Лего-конструирование и робототехника» для детей от 4-х лет.
Реализация данного курса позволяет расширить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать любознательность и интерес к техническому творчеству, формирует умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Одним из основных направлений в моей работе является развитие у детей алгоритмического мышления и формирование основ элементарного программирования.
Для успешного выполнения поставленных задач была продумана и организована предметно-развивающая среда кабинета «Лего-конструирования и робототехники». У нас в наличии много разнообразных средств обучения, это и образовательные решения из серии Lego Education, в том числе и конструкторы нового поколения LEGO Wedo и LEGO Wedo 2.0, а также робототехнические наборы MatataLab, которые позволяют работать без компьютера; разработан и изготовлен демонстрационный материал (наглядные пособия; схемы; образцы; необходимая литература). Ну и конечно современное образование уже сложно представить без таких технических средств обучения, как ноутбуки, интерактивная доска, проектор, доска-флипчарт и др.
Первое знакомство с основами программирования и построением простейших алгоритмов мы начинаем уже в средней группе, используя робототехнический набор МататаЛаб. Это пособие позволяет познакомить дошкольников с основами программирования и создавать первые алгоритмы без использования ПК. В базовый комплект MatataLab входит:
- Программные блоки,
- панель управления,
- управляющая башня
- и программируемый робот.
Управляющая башня и робот оснащены встроенным аккумулятором.
Путём расстановки блоков на панели управления, через управляющую башню робот получает сигнал по Bluetooth на осуществление того или иного действия.
Также в комплекте уже есть карта с заданиями разных уровней сложности. Но наши дошкольники любят создавать для робота свои маршруты-задания, отмечая старт красным флажком, а финиш зеленым.
Программные блоки условно можно разделить на несколько групп. Уже в средней группе мы знакомим детей с основными блоками – это БЛОКИ ДВИЖЕНИЯ, они зеленого цвета и задают движение в определенном направлении. Именно они и дают огромные возможности для знакомства с основами построения простейших алгоритмов.
Стрелочка вверх-один шаг вперёд. Кладём блок со стрелкой на панель управления, нажимаем на кнопку запуска и робот делает 1 шаг вперёд.
Стрелочка вниз-один шаг назад. Если мы выставим на панель этот блок и нажмём на кнопку запуска, то наш робот переместится назад.
Соответственно, если используем оба блока на панель управления друг за другом, то робот выполнит эти движения в той последовательности, которую мы укажем. Таким образом дети создают свой первый алгоритм.
В старшей группе мы с детьми переходим к созданию более сложных алгоритмов.
Чтобы дошкольники научились строить алгоритм действий (движения):
- Проговариваем маршрут, используем дидактическое упражнение «Пройди от…до», уточняем условия маршрута – наиболее короткой (длинной) дорогой, не пересекать ручей, мост, лес…
- Затем ребенок согласно заданию, механически, без программирования робота, выбирает путь Мататы, соответствующий всем условиям, на карте.
- Выбранный маршрут зарисовывается на доске, на плане-схеме…
- И в соответствии с созданным планом маршрута запускают робота, тем самым проверяя алгоритм.
В дальнейшем дети самостоятельно прокладывают пути для мататы и составляют алгоритмы в соответствии с заданием.
Следующий вид блоков -ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ, с ними мы также знакомим детей в старшей группе. К ним относятся
Числовые блоки, эти блоки используются для сообщения роботу количества повторов запланированного действия. Например, 3 шага вперед, можно задать используя последовательность из трёх стрелок «вверх», а можно, использовать числовой блок 3, присоединив его к основному.
Блоки функций и циклов отвечают за повтор движений.
И блоки-развлечения – танец, музыка или бег. Например: Наш робот хочет принять участие в конкурсе танцев (песен), который проходит на острове или в волшебном лесу. Давайте поможем ему добраться. Дети с удовольствием составляют алгоритм движения до заданного пункта и добавляют блок танца в конце.
Занятия по составлению алгоритмов мы проводим в разных формах, в том числе в форме командных игр-соревнований. Дети в микрогруппе или в паре создают алгоритмы и реализуют их для достижения поставленной цели. Нами были разработаны специальные карты для подобных занятий с робототехническим набором MataLab.
В нашем детском саду мы используем Мататалаб и для творческого развития детей. Для этого применяем модуль Матата – музыкант, позволяющий создавать мелодии, используя настоящие ноты и соответствующие блоки и матата-художник, позволяющий знакомить детей подготовительной группы с основами геометрии, используя угловые блоки.
Наверное, преждевременно говорить о том, что в детском саду мы можем вырастить будущих инженеров, но мы точно можем развивать у дошкольника логическое мышление, формировать основы элементарного программирования и технического творчества. А главное, используя СТЕМ-технологию, мы можем сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и увлекательной.
|