(статья, тезисы из опыта работы МБДОУ №17 г. Апатиты) Голоулина Ангелина Андреевна, старший воспитатель МБДОУ №17 г. Апатиты.
ФГОС ДО среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста, предполагает построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющегося у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития), отмечает следующие условия:
- Cоздание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- Организация видов деятельности, способствующих развитию речи, мышления, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Игра, в том числе, конструирование, является одним из ведущих и предпочитаемых видов деятельности детей.
Скачать конспект
С внедрением инновационных технологий и разработкой новых образовательных средств появилась возможность организовывать конструктивную деятельность дошкольников на новом, современном уровне.
Использование LEGO-технологий в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). Обучение и развитие воспитанников реализуется в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники. Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в реализации ФГОС ДО, в основу которых положен системно деятельностный и интегративный подход.
В целях популяризации науки и повышения интереса детей к инженерным и техническим специальностям, в соответствии с Постановлением Губернатора Мурманской области от 06. 07. 2018 № 65 –ПГ «О подготовке и проведении мероприятий Центральной региональной площадки VIII Всероссийского Фестиваля науки НАУКА 0+ в Мурманской области» с целью популяризация научно-технического творчества, развития навыков практического решения актуальных инженерно технических задач и работы с техникой, стимулирование интереса детей к сфере инноваций и высоких технологий в МБДОУ №17 г. Апатиты педагогическим коллективом разработан перспективный план «Методическое сопровождение деятельности педагогических работников в области технического творчества посредством образовательных конструкторов», цель которого – создание системы работы по методическому сопровождению деятельности и инициирование инновационной деятельности педагогических работников в области развития технического творчества воспитанников посредством образовательных конструкторов. Воспитанники подготовительной группы под руководством воспитателей Тасмаевой Ю.А., Кирилловой М.А., используют конструктор LEGO Education WeDo (МБДОУ приобрело 2 образовательных набора) в совместной с детьми деятельности, решая следующие задачи:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
- учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;
- развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек;
- закрепить знания детей об окружающем мире;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей;
- выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающими нестандартным мышлением, способностям в конструктивной деятельности.
Результатом работы творческой группы педагогов группы стало мини-программа по лего-конструированию.
Этапы:
- на первом этапе ребенок анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.
- на втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче.
- на третьем этапе ребёнок анализирует результаты деятельности. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.
Информация о конструкторе: базовый набор LEGO Education WeDo 9580. Артикул: Лего-9580, рассчитан на 2-х человек, разработанный специально для практики конструирования роботов начального уровня.
Данный набор позволяет сконструировать и запрограммировать через компьютерное приложение первые действующие модели робототехники.
В набор LEGO WeDo более 150 элементов, в том числе двигатель, датчики движения и положения, а также LEGO USB Hub (коммутатор). Совмещая программное обеспечение и учебное пособие, можно выполнить 12 тематических заданий. Конструктор LEGO Education WeDo дает возможность собрать и запрограммировать простые модели LEGO через приложения в компьютере.
Тематический блок "Животный мир":
-Танцующие птички
-Обезьянка-барабанщица
-Голодный аллигатор
-Порхающая птица
-Рычащий лев
-Укротители
-Зайка-барабанщик
-Лягушка-квакушка
-Жар-птица
-Волшебные рыбки
-Танцующие утята и пингвинята
-Обезьянки на карусели и т.д.
Данный конструктор позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков.
Дети собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, являющихся упражнениями из образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития.
Набор конструктора LEGO WeDo предназначен для знакомства с робототехникой в старших группах детского сада. Программное обеспечение и обучающие материалы рассчитаны таким образом, что начать обучение вы можете в любой момент. Набор оптимизирован для работы совместно с педагогом, но ребята постарше (6-7 лет) могут работать с набором самостоятельно. В обучающих материалах есть вся необходимая информация по сборке базовых моделей и примеры программ. Для управления роботом предусмотрена программная среда с простым и понятным управлением. Главное отличие WeDo от его старших "собратьев" — простые модели для сборки и потребность в подключении к компьютеру через USB-интерфейс. Набор знакомит с основными принципами работы.
В МБДОУ №17 г. Апатиты разработано примерное комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование «Робототехника»
|