Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению речи. Поэтому проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Цель: развитие вербальной и невербальной стороны речи дошкольников
в театрализованной деятельности
Задачи:
Обучающие:
- приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре,
- знакомство с различными видами театров,
- научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
Развивающие:
- развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, воображения),
- творческих способностей (умение перевоплощаться),
- специальных умений (актер, зритель).
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к театральным играм,
- желание играть с театральными куклами,
- эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе,
- уважение к традициям и культуре народов.
Объект исследования: Особенности развития речи детей старшего дошкольного в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Поэтому педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Содержание театрализованных НОД включает в себя;
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Непременными условиями формирования театрализованной деятельности в работе должны быть:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
- единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Теоретическая база опыта.
В своей работе я использую:
- «Детство» — примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Научные редакторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобиридзе, З.А. Михайлова.
- «Мы в Мордовии живем» — примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Авторы: О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., «Театрализованные игры в детском саду» М., 2000
- Михайлова М.А.,» Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы» Ярославль, 2002.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.
- Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».
- Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой.
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
В процессе обучения детей театральной деятельности перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Наиболее в развитии театрализованной деятельности я использую следующие формы и методы работы:
- чтение и рассказывание сказок;
- серии занятий по сказкам;
- заучивание пословиц, стихов;
- НОД по изо-деятельности: лепка, аппликация, рисование;
- дидактические игры: «Узнай сказку», «Узнай героя», «Хорошо – плохо», «Добро – зло», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?»
- сюжетно – ролевые игры: «Волшебная палочка», «Ковёр – самолёт».
подвижные игры: «Вежливый ручеёк», «У медведя во бору», «Кривое зеркало», «Солнечные лучики», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Не оставайся на земле», «Ловля обезьян», «Лесные пятнашки».
- игры – драматизации: инсценировка «Лучшие друзья», «Теремок», «Под грибом», игра мотивация «Диктор», «Изобрази героя», игровая ситуация «Что я умею», пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?», игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»
- оформление альбома с детскими рисунками «Добрые герои сказок»;
проблемные ситуации «Как бы ты поступил?»;
- игры – беседы «Если бы у тебя была волшебная палочка», «Если бы ты попал в сказку», «Мои поступки», «Какие они сказочные герои?»;
- консультации для родителей;
- посещение кукольного театра, библиотек;
- литературные праздники, викторины.
Анализ результативности.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности, я добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
Была намечена и проведена большая работа с родителями – это создание уголка театрализованной деятельности. Родители приносили сшитые своими руками костюмы сказочных героев, атрибуты для театра.
Проводились совместные с родителями и детьми праздники, развлечения и викторины по литературным произведениям. Главной целью этой работы является – сблизить родителей и детей через совместную деятельность.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию
- назначение на главную роль наиболее робких
- распределение роли по карточкам (выбирается любая карточка с изображением персонажа)
- проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две основные проблемы:
- что делать, если не хватает на всех ролей
- кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую помогает решить подгрупповая организация, кроме того можно придумать дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то и дети, хотят исполнять роль положительного героя и не хотят играть злодеев. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительных и отрицательных роли. Причём отрицательного героя сыграть намного сложнее.
Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театральной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребёнка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно этот образ как бы прилипает к нему, и в конце концов этот ребёнок начинает вызывать насмешки у других детей. Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;
- совместное участие в данном процессе детей и педагогов.
|