- Жиглова Марина Львовна старший воспитатель
- Траутман Евгения Робертовна педагог-психолог
МБДОУ "Детский сад № 461" г.Нижний Новгород
Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО.
Задачи:
- расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОО профессиональных компетенций
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер-класса
- повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.
Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.
«Кейс-технология в работе педагога ДОУ».
Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.
Упражнение «Снежинка».
Каждый педагог получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:
- складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол
- снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол
- в третий раз проделывает то же самое
- и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.
Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось. Нужно постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.
Вывод: все мы разные, с различными способностями, возможностями и личностными качествами. Прошу помнить это при работе на нашем мастер-классе.
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс, – кейс-метод. С его помощью педагог сможет моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.
Кейс-метод относится к современным педагогическим технологиям проблемного обучения.
Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.
Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному. Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с ними так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.
МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ:
- кейс-прогнозирование;
- кейс-инцидент;
- проблемно-ролевой кейс;
- эвристический кейс;
- неоднозначная ситуация;
- кейс-дискуссия, кейс-диспут;
- деловой штурм;
- кейс с добавлением внешней проблемы.
Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.
Таким образом, с помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Существуют различные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации. Самое главное, кейс-метод помогает формировать у воспитанников умение работать в команде и коллективно решать сложные задачи.
Ситуация, которую предлагает воспитатель, должна не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже супер фантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.
Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.
- шаг – определить цель кейса, компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
- шаг — описать кейс, сюжет содержит проблемный фактор, завязку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему, острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
- шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации, это еще не вопрос, но дети должны почувствовать проблему. Этот этап является отправной точкой для поиска решений.
- шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которое воспитатель предлагает детям.
Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств:
- социальные и естественно-научные проблемные ситуации;
- словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
- фантазийные ситуации и нелепицы;
- фото- и видеоролики;
- объекты и явления окружающей действительности.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. При этом воспитатель сможет разнообразить материалы и виды деятельности с ними.
Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.
Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, не останавливаться на достигнутом.
Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Он сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.
Примеры кейсов
1. Кейс-Прогнозирование
Направлен на:
- Умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
- Умение строить логические и обоснованные прогнозы, в т. ч. с помощью элементарных естественно-научных представлений;
- Умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
- Развитие критичного мышления, умение включаться в коллективное решение сложных задач.
Кому адресован: Дети среднего и старшего дошкольного возраста
Ситуация: Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!».
Момент проблемного включения детей. Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово?
Комментарии Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.
2. Кейс-неоднозначная ситуация
Направлен на:
- Проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
- Способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.
Кому адресован: Дети старшего дошкольного возраста
Ситуация: Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…
Момент проблемного включения детей Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?
Комментарии Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы.
В данном случае важно не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.
3. Кейс-проблемная ситуация
Направлен на:
- Умение воспитанников видеть возможный парадокс;
- Способность формулировать проблему;
- Умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;
- Способность коллективно решать сложные задачи.
Кому адресован: Дети подготовительной к школе группы.
Ситуация: Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе.
Момент проблемного включения детей Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, — перья прижать, чтобы теплее было?
Комментарии Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.
4. Кейс-диспут
Направлен на:
- Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
- Способность вести конструктивный диалог;
- Умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
Кому адресован: Дети старшей и подготовительной к школе группы.
Ситуация: Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?
Момент проблемного включения детей Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и …»
Комментарии Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.
5. Кейс с добавлением проблемной ситуации
Направлен на: • Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
- Предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;
- Способность вести конструктивный диалог;
- Способность выбирать наиболее актуальные решения.
Кому адресован: Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы.
Ситуация: Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.
Момент проблемного включения детей Что дальше делать в такой ситуации?
Комментарии Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например:
- Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.
-Продавец не в настроении и не хочет помогать, — возражает воспитатель.
- Может, Нина прочтет?
- Нина не умеет еще читать.
Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.
|