Кравцова Инна Витальевна. Персонификация в пескотерапии как инновационная здоровьесберегающая технология в деятельности педагога-психолога, воспитателя ДОО (методические рекомендации)

Персонификация в пескотерапии как инновационная здоровьесберегающая технология в деятельности педагога-психолога, воспитателя ДОО (методические рекомендации)

Автор:

Педагог – психолог: Кравцова И. В. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития воспитанников № 4 «Ручеек» Управление муниципального Мариинского района

Просто сыграем, как делают дети,
Что “вне игры”, то для них — мишура,
Это сладчайшее дело на свете – общая наша игра!

В настоящее время воспитатели, педагоги-психологи логопеды ДОУ встречаются с обилием мозаичных нарушений воспитанников: ЗПР разного генеза, фонетические и фонетико-фонематические недоразвитие речи, общее недоразвитие речи разной степени, дискалькулии, гиперактивность, агрессивность и другие варианты отклоняющегося поведения и все это на фоне периферического или органического поражения ЦНС.

Перед нами встала проблема: Какой метод выбрать для коррекции и абилитации детей, позволяющий в краткосрочный период достичь положительной динамики в развитии познавательных функций и эмоционально-коммуникативной сферы воспитанников, т.е приостановить развитие дизонтогенетических механизмов в формировании психики ребенка

 

Скачать конспект

Мы пришли к выводу о необходимости синтеза двух методов: персонализированной сказки и пескотерапии на световом столе и юнгианской песочнице.

Почему именно персонализированная сказка? В последние годы по данным

психолого-педагогических исследований воспитанников дошкольного и обучающихся школьного возраста резко возросло число детей с эмоционально-волевыми задержками и риском возникновения психопатических расстройств. Одна из главных причин данной ситуации: низкий уровень эмоционального интеллекта ребенка.

Для развития эмоционального интеллекта нужны сказки, в которых

героями являются сами дети, и здесь на помощь пришел комплект А.

Маниченко. «Лаборатория Антона Маниченко» разработала пособия для воспитания характера – ДОБРОТА, МЫШЛЕНИЕ, ВОЛЯ, ВАШ РЕБЕНОК – ЛИДЕР. Эти пособия помогут воспитать ребенка хорошим человеком. Характер, как и простую силу, нужно растить постепенно, начиная с малой нагрузки и малых лет. Каждый комплект-это 7 ступеней. Каждая ступень-это несколько сказок, которые формируют какую-то черту характера.

А. Маниченко разработал персонализированные сказки, в центре которых героями становятся ваши дети. Силы, заложенные в вашем ребенке, огромны, и лишь вашей родительской любви дано узнать, на что он способен. А это не прояснится, пока вы не испытаете его персонализированной сказкой. В результате воспитания по сказкам у ребенка формируется внутренний стержень — характер. С его помощью малыш будет достигать с ранних лет то, чего захочет. Имея сильный характер, малыш будет целеустремленно будет добиваться задуманного и легко побеждать трудности. Сильный характер поможет добиться любых высот. В нашем детском саду мы сочетаем сказки А.Маниченко с рисованием на песочном столе. Строя картины из песка, рассказывая персонализированные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Предлагаем вашему вниманию алгоритм работы со сказками данного вида для педагогов ДОО на песке из серии «Доброта» по методическому комплекту Андрея Маниченко. Бытует мнение, что школьные успехи не гарантируют успеха жизненного, что отличники и троечники после школы часто меняются местами. Очень часто выпускники отлично обучающиеся в образовательных учреждениях, не могут успешно трудиться и реализовать свой высокий познавательный интеллект (IQ) в жизни, в то время как обучающиеся среднего уровня познавательного интеллекта (IQ) успешно двигаются по карьерной лестнице и отличаются высоким уровнем социальной адаптации к разным условиям современного общества.

Все это связано с развитием эмоционального интеллекта (EQ) или эмоциональной компетентности. Существует несколько моделей эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, Р. Бар, П. Сэловея, Дж. Майера и др. Единого мнения, определяющего данное понятие не существует, но все авторы однозначно определяют 4 навыка сформированности эмоционального интеллекта:

  1. Умение осознавать свои эмоции
  2. Умение осознавать эмоции других
  3. Умение управлять своими эмоциями
  4. Умение управлять эмоциями других

Основа EQ – умение оперировать эмоциональной информацией, тем, что получаем и передаем с помощью эмоций – умение выбирать действия, наиболее подходящие к данной ситуации, при этом человек не должен навязывать эмоции, не считаясь с интересами группы и должен использовать свой эмоциональный репертуар осознанно, выбирая тот способ взаимодействия, который в данный момент оказывается наиболее эффективным и безопасным.

Например, умение чувствовать радость, когда выступаешь перед аудиторией;

Умение выражать гнев, даже повышать голос, если это необходимо в данной ситуации;

Умение сохранять оптимизм в трудных ситуациях и т.п.;

Для успешной социализации в обществе недостаточно высокого показателя IQ и один высокий EQ не является критерием успешной социализации. Если познавательный интеллект высокий, то высокого EQ можно достигнуть легко, развивая его ежедневно.

Сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы является период дошкольного детства и начального образования. В это время дети должны познакомиться с основными эмоциями: радость, грусть (печаль), отвращение (презрение), гнев (злость), страх (испуг), удивление, обида.

Проявить себя в жизни может человек с сильным характером. Андрей Маниченко — учитель сельской школы, работал над программой воспитания характера 30 лет, задумываясь над тем, почему одни дети, поступающие в школу легко проходят тесты, другие нет. Оказалось, что успешным детям часто рассказывали сказки. В 1982 году вышла книга мудрого педагога Ш. Амонашвили «Созидая человека». Он предложил рассказать ребенку сказки, в которых сам ребенок и есть главный герой

Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни. В скором времени

К. Д.Ушинский говорил о том, что «кучка песка — важнейшая игрушка для ребенка!». Уже доказано, что именно дети, которые активно играли в песок, вырастают, как правило, уверенными и успешными взрослыми. Песочные игры оказывают гораздо больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Благодаря этим играм:

- существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно

- в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»

в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции

(восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также речь и моторика)

- совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков

- песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию

Таким образом, соединение персонализированных сказок с рисованием на песке дает возможность максимально включить ребенка в сюжетное действие, отреагировать все эмоции и чувства сказочных персонажей (своих), так как рука – «способ» эффективного эмоционального отреагирования, развить кинестетический интеллект и «заземлить» отрицательную энергетику

Доброе дело всегда совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз — то же дело становится привычкой.

Л. Н. Толстой

Работа над каждой персонифицированной сказкой проходит в 2 этапа (2 занятия)

Работа над каждой персонализированной сказкой проходит в 2 этапа (2 занятия)

Алгоритм проведения вводного первого занятия по технологии персонификации в пескотерапии (на примере сказки «Ласточка»)

  • Непосредственное знакомство с песком
  • Ритуал вхождения в сказку
  • Чтение сказки и песочная анимация
  • Построение связных монологических высказываний с использованием моделей по ходу сказки
  • Работа над эмоцией главного героя или героев по этапам:
  • Найдите эмоцию на модели и назовите ее
  • Предлагается побыть таким как персонаж с данной эмоцией:
  • Телесная: подвигайтесь как ласточка (жесты)
  • Глазная: посмотрите как печальная, напуганная ласточка
  • Голос: скажите как печальная, напуганная ласточка
  • Дыхательная: вздохните как печальная, напуганная ласточка
  • Мимика: изобразите на лице грусть, страх ласточки
  • Построение стратегии поведения с каждой эмоцией главных героев
  • Перевод эмоции из внутреннего плана героя во внешний мир, дополнительная работа с анализаторами
  • Ритуал выхода. Рефлексия

Примечание: знакомство со сказкой сопровождается рисованием

на световом столе, юнгианских досточках и работой по пособию

«Наша сказка» — психолого-педагогический лэпбук (представлен на фото)

Условия успешной сказкотерапии на песке:

1 занятие

  1. Непосредственное знакомство с песком (присутствие песочного персонажа-песочная черепашка)
  2. Ритуал входа в сказку (слова, цвет-ассоциация)
  3. Фаза доверия к песку: непосредственное знакомство с песком, пальчиковый практикум (юнгианская песочница)
  4. Знакомство со сказкой: чтение и песочная анимация на световом столе и

юнгианских досточках

5 Работа над эмоциями главных героев, познавательные и речевые игры, перевод эмоций из внутреннего плана во внешний мир: построение стратегии эмоционального отреагирования, работа с анализаторами

6 Ритуал выхода. Рефлексия

2 занятие

  1. Присутствие песочного персонажа: игры в песке
  2. Ритуал входа в сказку (слова, цвет-ассоциация)
  3. Фаза доверия к песку: пальчиковый практикум (ритмодинамика)
  4. Использование мнемотехники для пересказа, познавательные и речевые игры в песочнице
  5. Расширение содержания сказки: песочная анимация, работа с дополнительными вводными персонажами
  6. Ритуал выхода. Рефлексия

Обязательно сочетаем имаготерапию с су джок терапией, кинезиотерапией, музыкотерапией, хромотерапией, литотерапией, игрой с камешками «Марблс».

Возможности объединения пескотерапии и познавательных и речевых игр не ограничены:

Развитие фонематического слуха, слого- звуковой анализ слов, автоматизация звуков, обогащение и активизация словаря, формирование лексико-грамматических категорий языка, формирование навыка счета, логические игры, развитие зрительно-пространственных ориентаций и многое другое. Предлагаем полный конспект 2 занятия

Сказкотерапевтическое занятие «Ласточка»

Цель: создание естественных условий для обеспечения поэтапной когнитивной коррекции,

развития познавательных функций и эмоционально-коммуникативной сферы воспитанников посредством технологии «Песочная терапия»

Задачи:

Способствовать созданию мотивационной готовности детей к восприятию и освоению

дидактических задач занятия

Способствовать профилактике психосоматических дисфункций: снижению мышечного

напряжения и оптимизации эмоционального состояния

Формировать у детей психологическую базу речи (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, пространственный гнозис и развивать межполушарное взаимодействие через кинезиотерапию

Развивать тактильную чувствительность, гибкость, точность и дифференцированность

движений пальцев как основу «ручного интеллекта»

Способствовать обогащению и активизации словаря

Совершенствовать навык образования лексико-грамматических категорий языка

Закрепить навык слого — звукового анализа и синтеза

Совершенствовать навык позитивной коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице, на световом столе

Воспитывать доброту и сострадание как черту характера

Ход коррекционно-развивающей деятельности:

1 Приветствие:

Здравствуйте София, Наташа, Валерия!

Элементы психологической зарядки:

Здравствуйте небо, солнце, земля, здравствуйте все, дорогие друзья!

Солнышко нам улыбается, у нас все получается!

2 Создание условий для мотивационной готовности к освоению задач занятия

Дети, вы любите сказки? А хотите попасть в сказку и стать настоящими волшебниками?

3 Фаза непосредственного знакомства с песком (доверие к песку)

Упражнение «Чувствительные ладошки»

Психолог: потрогайте песочек (прикладываем ладошки вниз тыльной стороной, переворачиваем ладони другой стороной, давайте «пощекочем» песочек (звучит

детский смех «Ха-ха-ха»

4 Пальчиковый практикум (ритмодинамика)

Выполняем реципрокные движения одноименными пальцами

Нам поможет наш волшебный песок и его хранительница-песочная черепашка

Вспомним волшебные слова песочной черепашки:

В ладоши наши посмотри (ладоши вниз)

В них доброту, любовь найди (ладоши вниз)

Чтоб злодеев побеждать (игра на пианино: касаемся подушечками пальцев песка)

Мало просто много знать (игра на пианино)

Надо быть активным, смелым идем передними пальцами (шагаем указательным и передним пальцем)

Добрым, сильным и умелым (стучим подушками обеих рук начиная с указательного, на каждое слово — движение 1 пальца)

А еще желательно делать все внимательно (разгибаем одноименные пальцы из кулачков

обеих рук – на каждое слово 2 одноименных пальчика)

5 Усиление мотивационной готовности:

А давайте позовем сказку! Все вместе покричим «Ау!» (3 раза, усиливая интонирование) 33333 раза

6 Речедвигательное упражнение с элементами биоритмики

Психолог: открывайте ротик широко (произносит «Ау» и показывает аналогичные движения тремя пальцами указательным, средним и безымянным одной руки)

7 Развитие слухового гнозиса:

Голос: а вы туда попасть хотите?

Скорее все вместе постучите 1 длинный, 2 коротких (3 раза раздается стук, дети воспроизводят стук за педагогом)

8 Ритуал вхождения в сказку (цветовые ассоциации) А давайте попробуем закрыть глазки и скажите, пожалуйста, какой цвет вы представляете, когда говорю слово сказка… (дети называют)

  • Ассистент открывает сказочную книгу (пособие) и появляются цветные силуэты

сказочных героев — участников сказки

9 Психолог: А вот и открылась наша волшебная книга

Посмотрите 1страница есть, 2 есть, а 3.. нет

Догадались, девочки, о ком наша сказка? Давайте вспомним, что случилось?

Дети воспроизводят текст, опираясь на элементы мнемотехники

  • Ласточка свила гнездо на дереве
  • Дети поймали ласточку

Чем закончилась сказка?

А вы хотите, чтобы у этой сказки был счастливый конец?

10 Синквейн (речевая игра с рисованием палочками на песке)

Психолог:

Давайте для ласточки построим новое безопасное жилище.

Кто главная героиня сказки? Давайте поставим одну длинную черточку

Ласточка какая? дети ставят три черточки вниз (подбор прилагательных)

Ласточка что делает? — три черточки (две наискосок)

Вопросы от глагола —, например, чувствует что? – боль –Ставим черточку.

А теперь скажите самое главное о ласточке (Ласточка прилетает последней) (ставим точки в виде капелек под крышей-три)

А теперь подумайте и скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово ласточка? (Крыша, тепло, весна, песня) Выбираем одно слово и ставим черточку над крышей

11 Упражнение по ориентированию в пространстве

Психолог: Ребята, наши помощники находятся совсем рядом — посмотрите на карту черепашки. Назовите и покажите, где они? Давайте их освободим

12 Упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Песочные прятки»

Психолог показывает, как с помощью трубочек, правильно вдыхая и выдыхая воздух

Освободить героев – помощников (три подхода), допускается раскапывание пальцами двух рук

13 Пополнение и обогащение словарного запаса: знакомство с переносным значением слова

«золотой», выражением «золотые руки»

Психолог: У меня золотая рыбка? Почему именно золотая, а не синяя, не зеленая? А у вас какие герои? (золотая пчелка, золотой муравей, золотая рыбка) Почему?

У нас здесь лежат камешки, камешки скрывают слово золотые. Давайте соединим камешки и руки. Что получилось? Золотые руки… Про кого и когда так говорят?...

14 Динамическая пауза под фонограмму (логоритмическая распевка «Сыпется песок»)

Психолог: Вы славно поработали пора и отдохнуть

Сыпется, сыпется, сыпется, сыпется песок

Слышится, слышится песочный голосок 3р

Ветер песню напевает с …

И песочек насыпает с…

Психолог: возьмите, пожалуйста, вашего героя с собой

Закон любой сказки таков – Умение трудиться- в жизни пригодится!

15 Рисование на индивидуальных досках. Чтобы воспользоваться волшебной силой нужно создать его нашими «золотыми ручками» с помощью песка

Дети рисуют рыбку, муравья, пчелку

16 Слого-звуковой анализ:

Психолог: а теперь помогите своим героям выйти: назовите вашего героя вслух и поставьте столько следов правой и левой рукой одновременно к верхнему правому и левому уголку и нижнему правому и левому уголку, сколько слогов в вашем слове

Вы настоящие волшебники, скажите как ваши герои спасли ласточку?

17 Песочная анимация на световом столе

Психолог:

Итак, мы на последней страничке

Как выдумаете, как будет выглядеть последняя страничка? Как вы себе представляете продолжение сказки? (дети отвечают)

Пройдет совсем немного времени и ласточка «поставит птенчиков на крыло» и полетят они все вместе в теплые края

18 Воспитатель рисует ласточку и птенчиков поэтапно совместно с детьми

Психолог ведет непрерывный диалог в процессе рисования:

У ласточки голова, а у птенчиков -головка

У ласточки крыло, а у птенчиков- крылышко

У ласточки хвост, а у птенчиков- хвостик

У ласточки перо, а у птенчиков -перышко

19 Графический диктант камешками Марблс

Психолог: А теперь украсим нашу картину-

На каждое слово камешек Марблс

Игра с камешками Марблс с элементами народной педагогики-

Психолог:

А поиграть хотите? Издавна прабабушки и прадедушки звали ласточку в дом

Психолог произносит фразу, а дети выкладывают нужное количество камешков на готовое изображение:

Ласточка, ласточка

Милая касаточка!

Где ты была?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу, весну красну (звук ласточки)

Психолог: Ой, что это?

Это ласточка на пути к нам

20 Ритуал выхода из сказки

Я забираю с собой (вращательные движения двумя руками к себе над песком)

Все лучшее, что было со мной

Все чему я научилась

Спасибо, милый песок, ты мне поумнеть (подрасти) помог

Рефлексия. Ребята, а чего бы вам хотелось сейчас?

Поощрение. Леденцы ( «золотые» герои будущих сказок)

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей ребенку комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он соавтор песочной картины? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять важную особенность песочной терапии. Дело в том, что на песочном «листе» перед психологом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особо актуален в данном контексте древний принцип «не навреди».

ПРИНЦИПЫ ПЕСОЧНОЙ ИГРОТЕРАПИИ

Основной принцип игр на песке — это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и необходимость максимально поощрять фантазию и творческий подход.

Реализация этого принципа позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Еще один принцип — реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает тот или иной выход из трудной ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок.

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

  • Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы

Литература

Т.М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб; 1998.

Дж. Родари Грамматика фантазии. М; 1990

Н. М. Сертакова Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе. Методическое пособие для педагогов и психологов ДОУ. СПб; 2012

Просмотров: 574
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • психолог. Мини проект по воспитанию патриотических чувств «Есть такая профессия - Родину защищать».
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Додонова Наталья Сергеевна. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации
  • Редактор. Кому нужен психолог в детском саду?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Рыжанкова Светлана Викторовна. Конспект занятия кружковой работы «Песочная страна» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Песочная анимация»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Лебецкая Мария Юрьевна. Приёмы рисования песком на световом столе
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Дудкина Е. В., Николаева Г.П.,. Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы)
  • Магомедова Калимат Гасановна. Рисование в старшей группе «Ласточка»
  • Котикова Ольга Дмитриевна. Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой «Щебетунья - ласточка»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Чичерина Елена Александровна. Песочная психотерапия «Фантазии на песке»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Ткаченко С.Н.. Развитие эмоционального мироощущения ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь