Педагогическая статья "Технология проектирования в детском саду"
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-умственное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Одним из таких средств являются проекты. Проекты выстраиваются по принципу ненасильственного развития, в нем учитываются возрастные особенности, интересы и предпочтения детям.
Проекты — это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации. Работа над проектом имеет большое значение для развитие познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Для ребенка характерна жажда жизни, обогащенная яркими образами окружающего мира. Проект может носить как индивидуальный, так и групповой характер.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого объединяются в одно целое. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными и длительными.
Технология проектирования способна творить чудеса, превращая повседневную деятельность с детьми в праздник творчества. От имени детей хорошо сказал педагог Чарльз Беббидж:
Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял.
В ходе проекта реализуется «Я-концепция», как одно из важнейших достижений формирования личности. В рамках проекта дети вовлекаются в активную практическую деятельность через решение проблемных ситуаций, в которых всегда присутствует «феномен удивления». Итогом проекта является совместное с детьми оформление газет, фотостендов, поделок, рисунков, презентаций.
Проект помогает сориентировать ребенка на стремлении решать возникающие проблемы самостоятельно, делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает все вышеперечисленные условия для формирования социальной компетентности. Преимущество ее перед другими видами деятельности заключается в активной позиции ребенка, самостоятельно и осознанно планирующего собственную деятельность. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.
Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности.
Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не только учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижению, приобретать качества социально-компетентного человека. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Педагог не только способствует развитию компетентности, связанной с данными интересами, но и выявляет мотивацию родителей и детей для поддержания увлеченности этой деятельностью. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
«Экошина лаборатория» (Царица-вода) — под таким названием был разработан совместный проект детей и родителей в нашей группе.
Перед созданием проекта была поставлена цель: создать условия для развития познавательных и образовательных способностей детей в процессе разработки проекта. Проект поставлен на формировании у детей элементарных представлений о воде:
- Выявление свойств, качеств воды, снега, льда;
- Вода не имеет собственного вкуса, запаха;
- Вода жидкая, может течь;
- В воде некоторые вещества растворяются;
- Вода не имеет формы;
- Вода может быть в трех состояниях: вода, пар, лед.
В помощь к реализации проекта были разработаны основные направления:
- Занятия: «Узнаем, какая вода», «Водяные следопыты», «Царица-вода».
- Беседы: «Для чего нужна вода», «Вода вокруг нас», «Круговорот воды в природе».
- Подпроекты: «Путешествие капельки», «Красота Воды».
- Наблюдения: «Делаем цветные льдинки», «Как лед превращается в воду», «Теплая и холодная вода».
- Праздники с родителями: «Что мы знаем о воде»...
- Диагностика «Блок-вода».
Стихи, загадки, считалки, пословицы, представлены в разделе «Художественное слово». Была проведена предварительная работа:
- Чтение стихов «Дождик», «Снежинка»,...
- Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Снежинки танцуют»....
- Разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминуток: «Лед», Снежок», Снежный ком»....
- Дидактические игры: «Лягушка», «Что растет в воде», «Мы — водные жители»...
- Альбомы: «Вода в природных явлениях», «Кому нужна вода»...
- Праздники: «Добрая вода», «Праздник чистюль»... В конце проекта презентация «Байки от водяного».
Для реализации проекта в группе создана лаборатория неживой природы. Она организована с целью обогащения представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Оснащена лаборатория совочками, формочками, бросовым материалом, инвентарем для экспериментов, и главный атрибут лаборатории — игровой персонаж — Экоша. С его помощью дети узнали, что обыкновенная вода — удивительное вещество. Она может быть бесцветной, а может быть и цветной. Из безвкусной — превратиться в сладкую или горькую, потому что вода умеет растворять другие вещества. У воды может быть температура.
Результатом работы лаборатории стало не только обогащенное представление детей об объектах неживой природы (воды). Но и освоение простых форм наглядно-действенного и нагляднообразного мышления.
Результатом этого проекта стало следующее:
- вовлечение родителей, воспитанников в проектную деятельность
- овладение обобщающими понятиями
- проводить опыт, анализировать вывод.
Анализ проведенной совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:
- участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей
- умственно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру
- совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании.
|