МБУ детский сад № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти, Самарская область
- Зюзина Алена Ильинична, воспитатель
- Мащук Татьяна Николаевна воспитатель
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.
Одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в окружающем мире является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используются элементарные опыты:
Опыты, проводимые в специально организованных условиях, где предполагается активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей, с активным участием детей.
Игры-эксперименты на прогулке, в помещении, обогащающие представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, побуждающие познавательную активность и интерес к экспериментированию.
В процессе активной игровой познавательно – экспериментальной деятельности, ребенок расширяет представления о мире и начинает овладевать основополагающими формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Через игры-эксперименты реализуются следующие задачи:
- расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений
- развитие у детей мыслительных операций —анализа, синтеза, сравнения, обобщения
- развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия
- формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым
- развитие абстрактного и логического мышления детей.
С детьми можно проводить следующие опыты и эксперименты: экспериментирование с песком, глиной (Уточнять представления о свойствах песка и глины.), опыты с водой (помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло), экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха), наблюдение за жизнью растений, животных, экспериментирование с предметами (мир бумаги, путешествие в мир стеклянных предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)
Опытно – экспериментальная деятельность детей должна соответствовать возрасту и возможностям детей.
Таким образом, использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира в понятийно-логической форме.
Литература
- Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. -М., 1992
- Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. -М., 1988
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М., 1980
- Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. -М., 1982
|