Соколова Татьяна Григорьевна Назина Юлия Владимировна, Бородина Светлана Леонидовна, Кролевец Александра Владимировна. Познавательное развитие у детей раннего возраста через экспериментирование

Познавательное развитие у детей раннего возраста через экспериментированиеПознавательное развитие у детей раннего возраста через экспериментирование

Авторы:

  • Соколова Татьяна Григорьевна,
  • Назина Юлия Владимировна,
  • Бородина Светлана Леонидовна,
  • Кролевец Александра Владимировна

воспитатели МАДОУ № 49 г.Великий Новгород

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.

 

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими сенсорными, речевыми навыками. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования, помогает провести быструю адаптацию у детей к детскому саду.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  • формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
  • углублять представления о живой и неживой природе;
  • способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, мы выбрали проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты мы использовали для установления с детьми быстрых доверительных отношений и проведения легкой социализации в адаптационный период.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается. Изучив методическую литературу по данному вопросу, мы приступили к работе. На первом этапе нами был составлен перспективный план деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение № 1).

Свою работу мы начали с экспериментов с водой. Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возрастаю она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. Дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»). С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что

некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду. Знакомясь с песком, проводились различные эксперименты. Почему именно песок? Игра в песок, особенно для малышей, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

  • В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
  • В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
  • В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
  • В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
  • Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

По ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о воздухе. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает (пузыри) воздух. При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и

она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

В начале учебного года, на первом родительском собрании мы сообщили родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира. Родителей привлекли к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок. В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» (Приложение) Была создана фотовыставка детской экспериментаторской деятельности, оформление папка «Мои открытия» В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях.

«Про маленькую капельку».

Цель: познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная; подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек; доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой; стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.

Предварительная работа. купание куклы, стирка белья; игры с игрушками в воде.

Материал.

  • «Капитошка»: капелька-игрушка;
  • Два тазика с водой, игрушки для купания и игр, уточки;
  • Лейка с водой;
  • чашки с водой, пустые чашки, губки (по числу детей);
  • Маска «Солнышко»;
  • Банка с грязной водой.

Ход

Воспитатель. Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую водяную капельку. Хотите? Слушайте.

Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.

Дети (зовут Солнышко). Солнышко, отзовись!

Красное, появись!

Появляется Солнышко.

Солнышко. Здравствуйте, детки.

Зачем меня звали, маленькие друзья?

Или какая случилась беда?

Воспитатель. Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди не могут без воды.

Солнышко. Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.

Солнышко танцует, и появляется Капелька.

Капелька. Здравствуйте, ребята.

Я водяная капелька,

Я очень вам нужна,

Покапаю, покапаю –

Получится вода.

А вы знаете, как я капаю?

Дети. Кап, кап…

Воспитатель. Капелька, пойдем с нами, послушаешь, как журчит водичка.

Подходит с лейкой к растениям.

Воспитатель. Как здесь растения поживают?

Капелька. Пить хотят.

Воспитатель. Что же нам нужно сделать, ребята?

Дети. Полить их.

Капелька. А где та водичка?

Дети. В лейке.

Воспитатель. (поливает растения). А растения что делают с водичкой?

Дети. Они ее пьют.

Воспитатель. Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья, цветы.

Все подходят к столу. Где стоят чашки с водой.

Капелька. А вы знаете, для кого эта водичка?

Воспитатель. Рыбки пьют в аквариуме. А кто пьет из чашечки кипяченую водичку?

Дети. Мы.

Воспитатель. Спасибо, капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?.

Дети. Пьем воду.

Воспитатель. Какая водичка? Можно ли пить грязную воду?

Дети. Нет.

Воспитатель. Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы еще делаем с водой?

Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, а дети повторяют эти движения: стирают платочки, намыливают мылом, полощут и встряхивают.

Воспитатель. вот видишь, капелька, что дети умеют делать с водичкой (подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду в одном тазике, потом в другом). Какая водичка?

Дети. Теплая.

Воспитатель. А в этом тазике?

Дети. Холодная.

Раздать детям разноцветные губки. Дети обмакивают губки в воду, потом отжимают.

Воспитатель. Что капает с губки?

Дети. Водичка.

Воспитатель. А как она капает?

Дети. Кап, кап.

Предложить перелить воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.

Капелька. Молодцы, дети. За то, что вы про меня все знаете, я подарю вам эти игрушки. (Дарит плавающие игрушки).

Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют, погрузив игрушки в воду.

"Волшебная кисточка"

Звучит песня " Дети любят рисовать"

(Можно рисовать всем одну общую картину с изображение времени года весна или каждый ребёнок по отдельности с помощью взрослых рисует по ходу занятия. Заранее на листке подготовлено нарисованное дерево без листиков)

Восп: Жила-была Кисточка. Она очень любила что-нибудь рисовать. Кисточка в то поднималась высоко, то опускалась совсем низко- ведь и рисовала большие картины. Дети, давайте попробуем научить наши кисточки двигаться.

(Дети выполняют движения разноцветными кисточками по показу муз. рук)

Восп: Волшебная Кисточка нарисовала чудесные картины. Посмотрите, какие!

(Дети рассматривают картины, изображающие лето, осень, зиму и слушают музыку, которая соответствует каждой картинки, педагог рассказывает вместе с детьми, что изображено на картинках).

Восп: Дети, какое время года Кисточка нам не нарисовала? (Весну). У Художника кончились краски и нам нужно найти разные краски, чтобы нарисовать картину с изображением времени года — Весна. Вот я вижу, кто-то к нам спешит. (Загадывает загадку М.Картушиной) картинка цыпленка:

Жёлтые ребятки

Ходят за хохлаткой.

Курочка: "Ко- ко, ко- ко! Не ходите далеко!"

(Цыплята)

После педагог выкладывает на фланелеграфе изображение цыплят и дети называют отгадку, если не угадали)

Восп: Какую краску нам могут дать цыплята, какого цвета цыплятки? (Жёлтого). Правильно, жёлтого цвета. Жёлтую краску нам дали цыплята. Покажем, как цыплятки умеют бегать.

Дети под музыку показывают фрагмент из танца " Цыплятки"

Восп: Ребята, а что у нас жёлтого цвета на небе живёт и нас греет? Правильно, Солнышко! Давайте мы сейчас сядем на стульчики и нарисуем солнышко жёлтой краской (солнышко рисуют в виде кружочка под песенку про Солнышко).

Восп: Детки, а вы, знаете, что Солнышко живёт на небе. А небо у нас синего цвета. Синий цвет мы попросим у весеннего ручейка (Слушают журчание ручейка, затем рисуют синей краской небо)

Восп: Побежал дальше лучик и прибежал к лесному пруду, в котором сидела Лягушка:

Лягушка прыгает в пруду,

Считая кочки на ходу.

Прыг- скок, прыг- скок! Ква- ква, ква- ква!

Ура! Ура! Пришла Весна!

Восп-ль спрашивает у детей, какого цвета Лягушка, дети отвечают.

Восп: Отдала лягушка нам зелёную краску и заплясала со своими подружками.

(Исп-ся движения из танца " Лягушка")

(Звучит музыка " Пробуждение природы"):

Восп: Ребята, посмотрите, мы нарисовали с вами весеннее солнышко, а оно нас согрело и снежок на улице начал таять, а когда снег растаял, начала расти трава. Давайте, мы возьмём зелёную краску, которую принесла нам лягушка и нарисуем траву (рисуют траву и несколько листиков на дереве)

Воспит: ребята, а что растет на травке

Дети: цветочки

Воспит: смотрите какие цветочки выросли на полянке, какого они цвета

Дети: красные

Воспит: ребята они принесли нам красную краску, чтобы мы нарисовали цветочки.

Восп: Вот мы с вами и нашли, ребята, все весенние краски и нарисовали весну нашей волшебной кисточкой. Красивая весенняя картина у нас получилась, а помогли нам яркие краски. А давайте мы теперь все вместе споём нашу песенку (поют песенку " Маленькие ручки")

В конце в гости к детям приходит персонаж — Весна, которая рассматривает рисунки и после угощает их чем-то сладким!

(или персонажем может быть мягкая игрушка по тематике, например, заяц, который с каждым из детей здоровается за руку, гладит по головке и при этом всё время путает названия нарисованного на картинке детьми, а малыши с удовольствием поправляют его. За это заяц их угощает сладостями).

Просмотров: 517
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Филимонова Любовь Ивановна Чушаекова Елена Николаевна. Занятие в группе раннего возраста «Как дети солнышко будили»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Скороход Махабат Алпысовна. Конспект по ООД Тема: Рассматривание картины «Дети играют в кубики». (вторая группа раннего возраста).
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Юлия Канищева. Родительское собрание. Тема : «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют»
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Антонович Ольга Анатольевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности (дети 5-6 лет) «Весна стучится в двери к нам»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Челохсаева Светлана Ильинична. Стихотворения для детей 'Наши дети', 'Считалка', 'Лисята'
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Кружкова Татьяна Владимировна. Проект по развитию речи и ознакомление с художественной литературой «Дети дошкольного возраста знакомятся с творчеством А. П. Чехова»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь