Абрамова Татьяна Валериевна. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»

Подготовила: учитель-логопед Абрамова Татьяна Валериевна

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи

Задачи:

  1. Расширять представления детей о космосе;
  2. Уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме;
  3. Совершенствовать грамматический строй: упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными; упражнять в образовании форм существительных в В.п.; упражнять в образовании форм существительных мн. ч Р.п; упражнять в составлении сложно-подчиненных предложений с предлогом чтобы; учить образовывать родственные слова
  4. Развивать зрительное восприятие и слуховую память при заучивании стихотворения на основе пиктограмм
  5. Развивать фонематическое восприятие (умение выделять слог из слова)
  6. Развивать общую моторику
  7. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами
  8. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в группе

Оборудование: интерактивная доска, игрушка-герой Песик-Звуковозик, предметные картинки, конверт с картинками

 

Ход занятия.

I. Организационный этап.

Игровая ситуация.

- Мы с вами совсем недавно путешествовали на планету Фараон. Помните, мы спасали жителей, которые попали в беду? Сегодня Песик-Звуковозик получил новое тревожное сообщение, послушайте… (звучит морзянка). Он его расшифровал и вот, что получилось:

«Земля! Земляне! Помогите! На нашей планете пронесся ураган, и нас завалило в пещере. Помогите, спасите нас! Пишут жители планеты Пегас»

II. Основная часть.

1. Беседа по теме.

- Что же мы должны сделать? (помочь им). Конечно, помочь!

- Только как же мы в этом пространстве найдем эту планету? Сами мы, наверное, не справимся? Нам потребуется помощь. — К кому мы можем обратиться? (на слайде появляется Звездочет) (к Звездочету). – А почему именно к нему? (звездочет считает звезды). Правильно. Но Звездочетом называли человека, который считает, изучает звезды в древние-древние времена, а еще в сказках. В наше время изучением звезд занимается другой человек (на слайде появляется астроном), кто? (астроном). Молодцы, Вика и Никита быстро вспомнили. — Вот он-то нам и поможет! Но нам еще потребуется специальный прибор? (на слайде появляется телескоп). Какой? (телескоп). Верно, Марьяна первой вспомнила название этого прибора. Телескоп помогает увеличить, приблизить звезды и планеты, чтобы рассмотреть их лучше.

2. Упражнение «В космосе я вижу…»

- Я предлагаю вам сейчас занять места в своих «креслах», настроить телескопы (руками изображаем трубу). Что же мы видим в космосе?

(Открывается слайд космоса с планетами, звездами, созвездиями, кометами).

Ответы детей: — В космосе я вижу Солнце (В космосе я вижу звезды. И так далее со словарными единицами)

3. Игра «Сосчитай»

- Дети, космос – это пространство без воздуха — значит оно какое? (безвоздушное).

- Правильно, а еще оно какое? (бесконечное). Почему его так называют? (потому, что у него нет ни начала, ни конца)

- Как же мы в таком бесконечном пространстве найдем планету Пегас? Не знаете? А Песик-Звуковозик подготовил для вас подсказку: (открывается слайд с десятью звездочками, при нажатии на них звездочки окрашиваются в разные цвета): «Вы должны «зажечь» звезды, сделать их яркими, сосчитать яркие звезды, и та, которая окажется между желтой и фиолетовой будет планетой Пегас».

Ребенок у доски «зажигает» звезды, остальные хором считают их.

«Одна яркая звезда, две яркие звезды…десять ярких звезд»

- Какая же планета Пегас? (белая звездочка). Почему Денис ты так думаешь? (потому что между желтой и фиолетовой стоит белая звездочка). Иди, покажи всем, где Пегас.

4. Игра «Собираемся в полет»

- Теперь мы знаем, куда лететь. Но любой космонавт готовится к полету.

- Я предлагаю вам собраться в полет, взять с собой необходимые вещи, и рассказать всем, для чего они нужны космонавту. Нужно дать полный красивый ответ.

(На столе разложены предметные картинки, ребенок должен выбрать одну и составить по ней сложноподчиненное предложение.)

Ответы детей:

- Космонавту нужен компьютер, чтобы работать.

- Космонавту нужен скафандр, чтобы дышать и не замерзнуть.

- Космонавту нужны книги, чтобы читать.

- Космонавту нужна одежда, чтобы быть опрятным и чистым.

- Космонавту нужен тренажер, чтобы заниматься спортом.

- Космонавту нужна еда, чтобы есть

- Космонавту нужен звездолет, чтобы лететь к звездам.

- Космонавту нужны шахматы и шашки, чтобы отдыхать.

5. Динамическая пауза «Испытания для космонавтов». Координация речи с движением + развитие фонематического слуха)

- Теперь мы знаем, куда лететь, что с собой взять. Как вы думаете, каким должен быть космонавт, чтобы отправиться в такой дальний и сложный полет? (космонавт должен быть смелым (отважным, ловким, сильным, храбрым)

- В космос может лететь любой человек? Нет. Все космонавты проходят испытания. Вот и мы сейчас с вами пройдем испытания на ловкость, внимательность и сообразительность.

(Упражнения выполняются сидя на ковре)

а) Первое упражнение. Я произношу слова, показываю движения, вы внимательно смотрите, затем выполняем вместе.

Чу-чу-чу, Поочередные удары тыльной стороной кулака о пол

С другом Коснуться прав. ладонью до лев. плеча (руку не убирать)

в космос Коснуться лев. ладонью до прав. плеча (получился перекрест)

Я Коснуться лев. ладонью до лев. плеча, прав. ладонью до пр. плеча

Лечу. Поднять и соединить руки над головой ( «ракета»)

Повторить три раза, ускоряя темп.

- А сейчас я проверю, кто был не только ловким, но и внимательным:

- В каком слове слышится частица «чу»? (чу-чу-чу, лечу)

б)

Но- Хлопок руками перед собой

но- Хлопок руками за спиной

но, Хлопок руками перед собой

Ночью Коснуться лев. ладонью до пр. уха, прав. ладонью до лев. уха

В космосе Коснуться лев. ладонью до лев. уха, прав. ладонью до пр. уха

Темно. Ладони сложены горизонтально параллельно друг другу на лице (одна ладонь закрывает глаза, другая рот и подбородок)

- Проверяю, кто был внимательным в этот раз. В каком слове слышится частица «но»? (ночью, темно)

в)

Ны-ны-ны, Ладони «шагают» по животу и груди поочередно

Снятся Коснуться лев. ладонью до пр. уха, прав. ладонью до лев. уха

Сказочные Одна ладонь на голове, другая под подбородком (тыльной стороной вниз)

Сны. Закрыть лицо ладонями

- Кто внимательный в этот раз? В каком слове слышится частица «ны»? (сны).

- Отлично! Первое испытание прошли успешно! Для второго вам нужно пройти к столам, а для этого разбиться на две команды.

6. Игра «Семейка слов»

- Ребята, у каждой команды на столе лежит конверт с картинками.

- Задание: «Вы должны собрать семейку слов к словам: «звезда», «земля»»

  1. Земля (земляника, земляне, землетрясение, землянка, подземелье)
  2. Звезда (звездочка, звездопад, звездолет, звездочет, созвездие)
  3. Упражнение «Чего много на Земле?»

- Отлично, молодцы! К полету допускаются все космонавты! Заводим мотор рррррррррр. (Дети возвращаются на стульчики) (На доске открывается слайд с приземлением ракеты на поверхность планеты Пегас). Вызволяем инопланетян из заваленной пещеры (работа с интерактивной доской)

- Как вы думаете, ребята, эти существа с планеты Пегас — люди, человечки? (нет, они инопланетяне). И они ничего не знают о нас и нашей планете Земля. Давайте расскажем.

(на слайде картинки: река, море, лес, цветы, птицы, насекомые, животные)

- Чего много на Земле?

Ответы детей (на Земле много рек (лесов, морей, цветов и т.д).)

- Какая она, наша планета? (Земля красивая, зеленая, огромная, живая)

8. Заучивание стихотворения В. Степанова «Космонавт» с помощью пиктограмм

- Ребята, мы с вами помогли жителям Пегаса, рассказали о своей планете Земля, нам пора возвращаться домой. Но мы можем на память о себе выучить вместе с нашими новыми друзьями стихотворение. (Открывается слайд с пиктограммами)

- Первую часть этого стихотворения вы уже знаете, кто хочет его прочитать? (рассказывают двое детей)

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит,

И на Землю вниз глядит.

- У этого стихотворения есть вторая часть, ее мы сейчас и выучим.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря,

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

- Ну вот, все дела завершены, пора и домой. Завели моторы рррррррр, приземлились. Вот мы и дома.

III. Заключительный этап. Рефлексия.

- Вам понравилось наше путешествие? Какие слова очень часто звучали сегодня? (земля, космонавт, звезды, путешествие). Как вы думаете, почему? Какую тему мы с вами сейчас изучаем? Какое задание было выполнить очень легко? А какое задание-испытание оказалось для вас сложным? Если вы хотите, можете продолжить играть в космонавты в конструктор.

Стихотворение В.Степанова

Просмотров: 756
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (II уровень) 4-5 лет на тему: «Спасение котенка Сеньки»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Редактор. Лев Толстой. Лев и собачка. Булька
  • Акопян Алина Спартаковна. Исследовательский проект «Почему на небе звезды?»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Лысенко Наталья Сергеевна. Летний праздник для детей ясельной группы - Вот оно какое наше лето!
  • Лариса Владимировна Шестакова. Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Планета Земля – частица огромного космоса»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Красникова Аксинья Олеговна. Логопедическое развлечение для подготовительной группы «Вот оно, какое наше лето…»
  • Баранкова Наталья Николаевна. Музыкально- литературная композиция для детей подготовительной к школе группы «На свет Рождественской звезды».
  • Стерх Татьяна Николаевна. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Наш дома Земля» для детей 5 – 7 лет
  • Кадырова А. М., Хайрутдинова Р.Ф.. Конспект развлечения с элементами оздоровительной гимнастики по мотивам сказки В. Степанова «Лесные звезды»
  • Ващенко Людмила Александровна. Конспект развлечения «Вот оно какое наше лето»
  • Чижаковская Светлана Михайловна. Презентация проекта «Вот оно какое наше лето!»
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Олохова Ирина Леонидовна. Экологический проект на тему «Экономим всё подряд, чтобы не было затрат» — презентация
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Главный Редактор. Лев и брадобрей
  • Сироткина Снежана Валерьевна. КВН «Лев Николаевич Толстой – первый учитель детворы». Литературно-познавательное мероприятие
  • Никифоров Евгений Владимирович. Лев – трусишка
  • Складываем салфетку в виде звезды
  • Сапарова Елена Николаевна. Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
  • Николаева Любовь Борисовна. Открытое занятие в области познания по формированию целостной картины мира в старшей группе «Путешествие по планете Земля».
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Галина Виноградова. Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь