Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»
Подготовила: учитель-логопед Абрамова Татьяна Валериевна
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи
Задачи:
- Расширять представления детей о космосе;
- Уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме;
- Совершенствовать грамматический строй: упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными; упражнять в образовании форм существительных в В.п.; упражнять в образовании форм существительных мн. ч Р.п; упражнять в составлении сложно-подчиненных предложений с предлогом чтобы; учить образовывать родственные слова
- Развивать зрительное восприятие и слуховую память при заучивании стихотворения на основе пиктограмм
- Развивать фонематическое восприятие (умение выделять слог из слова)
- Развивать общую моторику
- Развивать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в группе
Оборудование: интерактивная доска, игрушка-герой Песик-Звуковозик, предметные картинки, конверт с картинками
Ход занятия.
I. Организационный этап.
Игровая ситуация.
- Мы с вами совсем недавно путешествовали на планету Фараон. Помните, мы спасали жителей, которые попали в беду? Сегодня Песик-Звуковозик получил новое тревожное сообщение, послушайте… (звучит морзянка). Он его расшифровал и вот, что получилось:
«Земля! Земляне! Помогите! На нашей планете пронесся ураган, и нас завалило в пещере. Помогите, спасите нас! Пишут жители планеты Пегас»
II. Основная часть.
1. Беседа по теме.
- Что же мы должны сделать? (помочь им). Конечно, помочь!
- Только как же мы в этом пространстве найдем эту планету? Сами мы, наверное, не справимся? Нам потребуется помощь. — К кому мы можем обратиться? (на слайде появляется Звездочет) (к Звездочету). – А почему именно к нему? (звездочет считает звезды). Правильно. Но Звездочетом называли человека, который считает, изучает звезды в древние-древние времена, а еще в сказках. В наше время изучением звезд занимается другой человек (на слайде появляется астроном), кто? (астроном). Молодцы, Вика и Никита быстро вспомнили. — Вот он-то нам и поможет! Но нам еще потребуется специальный прибор? (на слайде появляется телескоп). Какой? (телескоп). Верно, Марьяна первой вспомнила название этого прибора. Телескоп помогает увеличить, приблизить звезды и планеты, чтобы рассмотреть их лучше.
2. Упражнение «В космосе я вижу…»
- Я предлагаю вам сейчас занять места в своих «креслах», настроить телескопы (руками изображаем трубу). Что же мы видим в космосе?
(Открывается слайд космоса с планетами, звездами, созвездиями, кометами).
Ответы детей: — В космосе я вижу Солнце (В космосе я вижу звезды. И так далее со словарными единицами)
3. Игра «Сосчитай»
- Дети, космос – это пространство без воздуха — значит оно какое? (безвоздушное).
- Правильно, а еще оно какое? (бесконечное). Почему его так называют? (потому, что у него нет ни начала, ни конца)
- Как же мы в таком бесконечном пространстве найдем планету Пегас? Не знаете? А Песик-Звуковозик подготовил для вас подсказку: (открывается слайд с десятью звездочками, при нажатии на них звездочки окрашиваются в разные цвета): «Вы должны «зажечь» звезды, сделать их яркими, сосчитать яркие звезды, и та, которая окажется между желтой и фиолетовой будет планетой Пегас».
Ребенок у доски «зажигает» звезды, остальные хором считают их.
«Одна яркая звезда, две яркие звезды…десять ярких звезд»
- Какая же планета Пегас? (белая звездочка). Почему Денис ты так думаешь? (потому что между желтой и фиолетовой стоит белая звездочка). Иди, покажи всем, где Пегас.
4. Игра «Собираемся в полет»
- Теперь мы знаем, куда лететь. Но любой космонавт готовится к полету.
- Я предлагаю вам собраться в полет, взять с собой необходимые вещи, и рассказать всем, для чего они нужны космонавту. Нужно дать полный красивый ответ.
(На столе разложены предметные картинки, ребенок должен выбрать одну и составить по ней сложноподчиненное предложение.)
Ответы детей:
- Космонавту нужен компьютер, чтобы работать.
- Космонавту нужен скафандр, чтобы дышать и не замерзнуть.
- Космонавту нужны книги, чтобы читать.
- Космонавту нужна одежда, чтобы быть опрятным и чистым.
- Космонавту нужен тренажер, чтобы заниматься спортом.
- Космонавту нужна еда, чтобы есть
- Космонавту нужен звездолет, чтобы лететь к звездам.
- Космонавту нужны шахматы и шашки, чтобы отдыхать.
5. Динамическая пауза «Испытания для космонавтов». Координация речи с движением + развитие фонематического слуха)
- Теперь мы знаем, куда лететь, что с собой взять. Как вы думаете, каким должен быть космонавт, чтобы отправиться в такой дальний и сложный полет? (космонавт должен быть смелым (отважным, ловким, сильным, храбрым)
- В космос может лететь любой человек? Нет. Все космонавты проходят испытания. Вот и мы сейчас с вами пройдем испытания на ловкость, внимательность и сообразительность.
(Упражнения выполняются сидя на ковре)
а) Первое упражнение. Я произношу слова, показываю движения, вы внимательно смотрите, затем выполняем вместе.
Чу-чу-чу, Поочередные удары тыльной стороной кулака о пол
С другом Коснуться прав. ладонью до лев. плеча (руку не убирать)
в космос Коснуться лев. ладонью до прав. плеча (получился перекрест)
Я Коснуться лев. ладонью до лев. плеча, прав. ладонью до пр. плеча
Лечу. Поднять и соединить руки над головой ( «ракета»)
Повторить три раза, ускоряя темп.
- А сейчас я проверю, кто был не только ловким, но и внимательным:
- В каком слове слышится частица «чу»? (чу-чу-чу, лечу)
б)
Но- Хлопок руками перед собой
но- Хлопок руками за спиной
но, Хлопок руками перед собой
Ночью Коснуться лев. ладонью до пр. уха, прав. ладонью до лев. уха
В космосе Коснуться лев. ладонью до лев. уха, прав. ладонью до пр. уха
Темно. Ладони сложены горизонтально параллельно друг другу на лице (одна ладонь закрывает глаза, другая рот и подбородок)
- Проверяю, кто был внимательным в этот раз. В каком слове слышится частица «но»? (ночью, темно)
в)
Ны-ны-ны, Ладони «шагают» по животу и груди поочередно
Снятся Коснуться лев. ладонью до пр. уха, прав. ладонью до лев. уха
Сказочные Одна ладонь на голове, другая под подбородком (тыльной стороной вниз)
Сны. Закрыть лицо ладонями
- Кто внимательный в этот раз? В каком слове слышится частица «ны»? (сны).
- Отлично! Первое испытание прошли успешно! Для второго вам нужно пройти к столам, а для этого разбиться на две команды.
6. Игра «Семейка слов»
- Ребята, у каждой команды на столе лежит конверт с картинками.
- Задание: «Вы должны собрать семейку слов к словам: «звезда», «земля»»
- Земля (земляника, земляне, землетрясение, землянка, подземелье)
- Звезда (звездочка, звездопад, звездолет, звездочет, созвездие)
- Упражнение «Чего много на Земле?»
- Отлично, молодцы! К полету допускаются все космонавты! Заводим мотор рррррррррр. (Дети возвращаются на стульчики) (На доске открывается слайд с приземлением ракеты на поверхность планеты Пегас). Вызволяем инопланетян из заваленной пещеры (работа с интерактивной доской)
- Как вы думаете, ребята, эти существа с планеты Пегас — люди, человечки? (нет, они инопланетяне). И они ничего не знают о нас и нашей планете Земля. Давайте расскажем.
(на слайде картинки: река, море, лес, цветы, птицы, насекомые, животные)
- Чего много на Земле?
Ответы детей (на Земле много рек (лесов, морей, цветов и т.д).)
- Какая она, наша планета? (Земля красивая, зеленая, огромная, живая)
8. Заучивание стихотворения В. Степанова «Космонавт» с помощью пиктограмм
- Ребята, мы с вами помогли жителям Пегаса, рассказали о своей планете Земля, нам пора возвращаться домой. Но мы можем на память о себе выучить вместе с нашими новыми друзьями стихотворение. (Открывается слайд с пиктограммами)
- Первую часть этого стихотворения вы уже знаете, кто хочет его прочитать? (рассказывают двое детей)
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит,
И на Землю вниз глядит.
- У этого стихотворения есть вторая часть, ее мы сейчас и выучим.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря,
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
- Ну вот, все дела завершены, пора и домой. Завели моторы рррррррр, приземлились. Вот мы и дома.
III. Заключительный этап. Рефлексия.
- Вам понравилось наше путешествие? Какие слова очень часто звучали сегодня? (земля, космонавт, звезды, путешествие). Как вы думаете, почему? Какую тему мы с вами сейчас изучаем? Какое задание было выполнить очень легко? А какое задание-испытание оказалось для вас сложным? Если вы хотите, можете продолжить играть в космонавты в конструктор.
Стихотворение В.Степанова
|