По разным данным несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья. При этом у 2-10% учеников общеобразовательной школы препятствием для обучения становятся нарушения чтения.
Стойкие нарушения письменной речи могут возникнуть у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеются несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут ни как себя не проявлять в повседневной жизни, но создать серьезные препятствия для овладения чтением и письмом. Возникновение дислексий обусловлено задержкой в формировании отдельных функциональных систем вследствие вредностей, действующих на развитие ребенка в онтогенезе. Многие авторы среди причин выделяют наследственную предрасположенность.
Дислексия является языковым расстройством, связанным с недоразвитием языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических), с несформированностью зрительно пространственных функций. Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Особенно часто предрасположенность к дислексиям встречается у детей с речевой патологией. В связи с этим нас заинтересовала проблема предупреждения нарушений чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В нашем детском саду «Рябинка» вот уже 15лет ведет свою работу речевая группа «АБВГД кА». Группу посещают дети с общим недоразвитием речи2-3уровня. С каждым годом уровень развития детей желает ждать лучшего. В ходе обследования было выяснено, что у большинства детей в анамнезе присутствовала перинатальная патология, обусловленная токсикозами, недоношенностью беременности, несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору и т. д. Многие воспитанники были соматически ослабленными, состояли на учете у невропатолога, психиатра. У детей была отмечена выраженная общая моторная недостаточность, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. У большинства дошкольников отмечались нарушения слоговой структуры слова, недостатки звукопроизношения, нарушения фонематического восприятия, неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Нарушение лексико-грамматического строя речи проявлялось в ошибках при словообразовании, словоизменении, неточном употреблении слов, отсутствии в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, пропусках или заменах предлогов, изменении порядка слов в предложении. Связная речь дошкольников была развита недостаточно.
Обследование, анализ деятельности детей выявили особенности развития высших психических функций: недостаточную концентрацию и устойчивость внимания, ограничение объема памяти, трудности в процессе восприятия, ослабление мыслительной деятельности, нарушение ориентировки в “право-лево”. В связи с тем, что у дошкольников были выявлены нарушения разного характера нами было решено построить коррекционную работу таким образом, чтобы не только устранить речевые нарушения, но и скоррегировать нарушения психических функций и таким образом предупредить возникновение дислексии.
Целью коррекционного обучения является воспитание у детей четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи путем применения наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта.
С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по произношению и обучению грамоте проводится систематическая работа по:
1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:
а) развитие анализа предложения;
б) развитие слогового анализа и синтеза;
в) формирование фонематического анализа и синтеза;
2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:
а) развитие зрительного восприятия и узнавания;
б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;
в) формирование пространственного восприятия и представлений;
г) развитие зрительного анализа и синтеза;
3. Развитию внимания, памяти, мышления;
4. Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста.
В своей работе используем отдельные приемы коррекционной работы. При изучении букв на занятиях мы использовали следующие игры и задания:
- "Найди букву". Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т. д.
- "На что похожа буква?"
- Определение правильно и неправильно написанных букв.
- Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.
- Называние букв, наложенных друг на друга.
- Дописывание букв.
- Обведение контура букв, выполненного пунктиром.
- Реконструирование букв:
а) добавлением элементов;
б) убавление;
в) изменение пространственного расположения элементов (например: из буквы т получить букву г);
9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).
10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.
11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д.
12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.
13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке…
14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.
На занятиях заучивались стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой)
Для закрепления зрительных образов букв буквы соотносились с каким-либо сходным по форме предметом: "о" — с обручем, "з" — со змеей и т.д.
С первого периода обучения мы начали работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти предлагались следующие игры и задания:
- "Запомни, назови". Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.
- "Найди картинки". В ряду картинок ребенок находил те, которые называет логопед…
С целью развития зрительного восприятия использовались следующие задания и игры:
- Называние контурных изображений предметов.
- Игра "Чей силуэт?". Называние недорисованных контурных изображений предметов.
- "Найди ошибки художника".
- Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.
- Распределение изображенных предметов по величине.
- "Лужайки". Детям предлагались "лужайки" разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Давалось задание положить картинки на свои "лужайки".
Использовались следующие виды заданий:
- Показывание и называние руки, которой надо есть, писать, рисовать и т. д.
- Показывание левой руки.
- Поднимание то левой, то правой руки, показывание карандаша левой, правой рукой и т. д.
- Показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой — левого глаза, ухa, ноги.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве мы начинали с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком. Детям предлагалось определить, какой предмет находится справа, а какой слева от них. Затем дети учились выполнять разные действия, например, положить карандаш справа или слева от себя и т.п.
Далее мы предлагали отвечать на такие, например, вопросы: "Где находится шкаф, окно, дверь?" и т.п.
Далее мы работали над определением пространственных соотношений между 2–3-мя предметами или изображениями. Сначала нами уточнялось расположение двух предметов, затем предлагалось выполнить, например, такие действия: взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки; взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. После выполнения задания дети отвечали на вопросы: "Где находится книга, справа или слева от тетради?". В работе также использовались игры и задания:
- "Домик". Детям предлагался нарисованный домик, давалось задание дополнить рисунок, например, справа от него нарисовать забор, а слева – дерево.
- Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например, от елки и т.д.
- Определение места соседа по отношению к себе.
- Графический диктант. Детям давалось, например такое задание: нарисовать точку, слева от нее — круг, справа — треугольник, ниже точки – крестик.
- "Коврик для куклы", Детям предлагалось сделать коврики, украшенные геометрическим орнаментом по инструкции, например: в середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника.
Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводилось с использованием следующих заданий и игр:
- Определить количество слогов в названных словах — поднять соответствующую цифру.
- Игра "Домики". Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.
- Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2, 3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех.
В течение всего коррекционного обучения мы использовали различные игры и упражнения, направленные на развитие мышления и внимания. Вот некоторые из них:
- "4-й лишний". Среди 4-х предложенных картинок дети убирали одну, не подходящую к остальным.
- Отгадывание загадок.
- "Назови одним словом". Например: свекла, огурец, помидор – овощи.
- "Телеграфист". Дети учились отстукивать ритм по образцу.
- "Зарядка". После демонстрации ребенок изображал упражнения в определенном порядке.
- "Подумай, назови". Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, месяцы и т.д.
- "Продолжи ряд". Дети учились продолжать ряд картинок, фигурок, значков, сохраняя принцип чередования.
Анализируя результаты коррекционной работы мы отметили, что использование специальных игр, упражнений на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи не только стимулировало обучение и способствовало его успешности, но и содействовало устранению речевых нарушений, а также профилактике нарушений чтения.
|