Список ключевых слов: игра, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война, Родина, Киселевск.
Краткая аннотация: в данной статье раскрываются способы и методы работы с детьми по формированию представлений о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. (воспитания патриотических чувств) у детей старшего дошкольного возраста, на примере родного города.
Статья обобщает практический опыт педагогов образовательной организации в процессе игровой деятельности.
«Детям о войне, играя в настольно – печатные игры»
Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в большом объёме новых знаний. Им интересно буквально всё. Их способ познания мира бессистемен, привести его к чёткой схеме – задача взрослого. По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей».
Составляя игру — ходилку, мы решили расширить её рамки, включив в неё дидактические игры. В основе набора настольной игры лежит игра — ходилка с фишками и игровым поле и кубиком. Соблюдая правила игры, фишка может остановиться на особой метке синего или красного цвета, и ребёнок должен выполнить предложенное задание, только после этого он может продолжить игру или пропустить ход. Так в процессе игрового путешествия можно поиграть в пазлы, ассоциативные игры, отгадать загадки, вспомнить пословицы, сделать открытку, пройти лабиринт и т.п.
Изюминкой нашей игры стала её многофункциональность. В неё можно поиграть как в обычную традиционную настольную игру-ходилку; педагоги могут ее использовать как наглядное пособие для ознакомления с историческими данными о родном городе Киселёвске. Она может быть задействована в развитии сюжетно-ролевой игры. Игры, входящие в её комплект можно применять в индивидуальной работе с детьми или как самостоятельные дидактические игры.
Игра для старшего дошкольного возраста
«Никто не забыт и ничто не забыто»
Память о войне живет в каждой семье, потому что она коснулась всех, от мала до велика. В годы Великой Отечественной войны сотни киселевчан добровольцами ушли на фронт.
Память о прошлом… Нет, это не просто свойство человеческого сознания, его способность сохранять следы минувшего. Память – это связующее звено между прошлым и будущим. В бронзе, граните и мраморе памятников, мемориальных досок она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру. Жизнь без памяти скупа, бесплодна и безродна. Кто не помнит прошлого, у того нет будущего!
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды. Данная игра способствует формированию в детях чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.
Наша игра «Никто не забыт и ничто не забыто» поможет узнать и более подробно познакомить с памятниками, посвященными героям землякам в годы ВОВ города Киселёвска.
Цель игры: расширение знаний детей о памятниках, посвящённых героям землякам в годы Великой Отечественной Войны на примере города Киселёвска Кемеровской области – Кузбасса в процессе традиционной игры-ходилки.
Оборудование
В набор игры входят
- Инструкция, с изображением игрового поля.
- Игровое поле — упаковка для наборов игры.
- Фишки- изображения детей (6 шт).
- Игральный кубик.
- Коробочки с играми (игра «Лабиринт», игра «Пазлы», игра «Изготовь открытку для ветерана ВОВ», игра «Посади цветы на клумбу», игра «Сложи георгиевскую ленточку по образцу», задание «Выучи стихотворение по мнемотаблице», игра «Найди вторую половину медали»).
- Коробочка с атрибутами к игровому полю.
Перед началом необходимо развернуть пакет-сумку для упаковки набора игры, он превращается в игровое поле (панораму), на которое прикрепляются атрибуты – картинки памятников ( «Мужеству посвящается», «Скорбящей матери», мемориал «Памяти трудящихся машиностроительного завода имени Героя Советского Союза И. С. Черных, погибших в годы Великой Отечественной войны», стела киселевчанам — Героям Советского Союза) и другие, согласно изображению в инструкции. На поле рядом с памятником имеется краткая справка – описание истории создания памятников. По всей площади игрового поля проходит дорога с делениями.
В центре игрового поля (финиш) находится фигура красной звезды, которую «зажигает» победитель, вкладывая в звезду силуэт огня и превращает его в ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ. Очередность ходов определяется жребием. Игрок бросает кубик и тот, у кого выпадает наибольшее количество точек, будет ходить первым. Остальные игроки включаются в игру в зависимости от убывания очков на кубике.
В игре принимают участие ведущий (взрослый) и дети от 2-х до 6-ти человек.
Игроки устанавливают свои фишки на «Старт».
Победитель тот, кто первый дошёл до финиша.
Ход игры
Каждый ход игроки кидают кубики и перемещают фишки по игровой дорожке на столько шагов, сколько очков выпадает на кубике.
Если фишка попадает на:
- кружок синего (красного) цвета с определённым изображением, то ведущий открывает коробочку с этим значком и предлагает выполнить задания. В качестве поощрения игрок продвигается на два хода вперёд. Если задание не выполняется, то игрок пропускает ход;
- кружок чёрного цвета каким-либо изображением, то игрок пропускает ход.
Игры в коробочках
1. Игра «Лабиринт»
Ведущий открывает синюю коробочку с изображением автомата ППШ-41, даёт игроку карандаш и картинку с изображением лабиринта, чтобы указать путь первокласснику к памятнику.
2. Игра «Пазлы»
Ведущий открывает красную коробочку с изображением памятника Солдату ВОВ и предлагает правильно выложить части картинок (пазлы).
3. Игра «Изготовь открытку для ветерана ВОВ»
Ведущий открывает синюю коробочку с изображением военного самолёта, предлагает основу для открытки (плотную белую бумагу прямоугольной формы 10x15) и элементы украшения (картинки на самоклеящейся основе: цветов, листьев, цифр, букв, орденов, медалей…)
4. Игра «Посади цветы на клумбу»
Ведущий открывает красную коробочку с изображением письма солдата и предлагает дорисовать цветы на клумбе карандашами или фломастерами.
5. Игра «Сложить георгиевскую ленточку по образцу»
Ведущий открывает синюю коробочку с изображением истребителя.
Ребёнку предлагается сложить георгиевскую ленточку по образцу.
6. Игра «Изготовь цветок гвоздику»
Ведущий открывает красную коробочку с изображением гвоздики.
Ребёнку предлагается изготовить по технологической карте гвоздику из предложенных материалов (полоска гофрированной бумаги красного цвета 5 см и полоска гофрированной бумаги зеленого цвета 1 см, палочка, узкий скотч, проволока).
7. Задание «Выучи стихотворение по мнемотаблице»
Ведущий открывает синюю коробочку с изображением ордена ВОВ и зачитывает стихотворение игроку 2 раза при помощи мнемотаблицы. Третий раз повторяет ребёнок, опираясь на мнемотаблицу.
8. Игра «Найди вторую половину медали»
Ведущий открывает красную коробочку с изображением медали «Золотая Звезда». Ребёнку предлагаются карточки, на которых изображены половинки медалей, к каждой карточке нужно найти вторую половину.
Безлепкина Надежда Григорьевна, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад 62 компенсирующего вида», учитель-дефектолог. Кемеровская область, г. Киселевск
Паршукова Галина Михайловна, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад 62 компенсирующего вида», учитель-дефектолог. Кемеровская область, г. Киселевск
Попова Юлия Александровна, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад 62 компенсирующего вида», учитель-логопед. Кемеровская область, г. Киселевск
|