Дешкович Т.В. Магистрант Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета г. Москва, РФ
Аннотация
Данная статья посвящена обзору особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО. Для успешной адаптации детей к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации необходимо знать особенности и условия данного процесса.
Цель исследования: изучить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации.
Метод исследования: моделирование процесса педагогического сопровождения успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГКП в дошкольной образовательной организации.
Вывод: Полученные результаты доказывают эффективность разработанной нами программы «Здравствуй, малыш», направленной на адаптацию детей раннего возраста к группе кратковременного пребывания в ДОО.
Ключевые слова
Адаптация, группа кратковременного пребывания, дети раннего возраста, модель адаптации, программа адаптации, педагогическое сопровождение, педагогический эксперимент.
Процесс адаптации к детскому саду в раннем возрасте является сложным явлением, во время которого поведение ребенка может резко измениться. Адаптационный период может длиться от 2 недель до 3-4 месяцев. На продолжительность периода адаптации может влиять ряд факторов: особенности нервной системы ребенка; возраст ребенка; наличие или отсутствие тренировки нервной системы; статус здоровья; контраст между домашней обстановкой и ситуацией в дошкольной организацией, а так же в разнице в методов воспитания.
Группа краткосрочного пребывания – это специальная группа для детей от 1,5 до 3 лет, которая работает три-четыре часа в день. Адаптация в группе краткосрочного пребывания очень проста. Родителям разрешается входить в группу, некоторое время оставаться с детьми, постепенно уходить и оставлять их с учителем. Первые дни короткого пребывания длятся всего полчаса. Ребенок учится обходиться без мамы, становится более самостоятельным. Даже если ребенок не привык к режиму до начала посещения ДОО, со временем он привыкнет к распорядку дня.
Одну из главных ролей в оптимизации процесса адаптации играют педагоги и психологи детского сада.
В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей принадлежит педагогам и психологам детского сада.
Исследование проводилось на базе МАДОУ №4 в двух группах кратковременного пребывания. В исследовании приняли участие 30 детей третьего года жизни 2-х групп кратковременного пребывания.
Гипотеза исследования: успешной адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации будут способствовать разработка модели и программы педагогического сопровождения на основе поэтапного прохождения ребенком раннего возраста адаптационного периода в условиях ситуации взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).
По результатам констатирующего исследования уровня адаптации детей раннего возраста к группе кратковременного пребывания в ДОО выявлено, что большинство детей (60%) условно готовы к поступлению в детский сад и имеют средний уровень адаптации.
Для успешной адаптации детей, нами разработана программа педагогического сопровождения.
Основой практической работы является взаимодействие психолога, педагога, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, что создает основу для успешной адаптации детей младшего возраста.
Рабочая программа для сопровождения периода адаптации детей к детскому саду включает в себя комплексную деятельность педагога-психолога по каждому из направлений работы (диагностика, консультирование, обучение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, воспитатели).
Цель программы: создание благоприятного образовательного пространства для успешной адаптации детей младшего возраста к условиям группы краткосрочного пребывания в детских садах. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребенка.
Задачи разработанной программы:
- Способствовать скорейшему психологически комфортному привыканию дошкольника к новой среде;
- Создать соответствующие условия для осуществления эмоциональной игровой деятельности;
- Способствовать возникновению у детей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций;
- Оказывать консультативно-воспитательную поддержку семьям детей по вопросам адаптации детей к условиям детского сада и их вовлеченности в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Чтобы сделать процесс привыкания к детскому саду более успешным, мы используем разные направления работы с детьми:
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
- Формирование у ребенка чувства уверенности (когнитивного осознания).
- Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе нравственным (формирование общественного сознания).
- Защита и укрепление здоровья детей.
Также, чтобы облегчить адаптацию, команда нашей группы в первые дни рекомендует родителям сократить время пребывания в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день, в зависимости от поведения ребенка.
Программа рассчитана на полный день, со всеми детьми.
Программа проводится с сентября по декабрь.
Перспективный план работы на адаптационный период представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перспективный план работы на адаптационный период
Период Содержание работы
Сентябрь
- Заключение договора с родителями
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями.
- Родительское собрание.
- Заполнение индивидуальной карты адаптации.
- Консультация «Здравствуй, детский сад»
- Консультации «Первые дни пребывания в детском саду»
Октябрь
- Рекомендация «Растим малыша здоровым и крепким»
- Консультация «Детская истерия»
- Кукольный спектакль «Колобок»
- Занятие «Мячик»
- Игровая деятельность; «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик», пальчиковые игры.
Ноябрь Консультация «Все о детском питании»
- Занятие «Здравствуй, солнышко»
- Занятие «Мыльные пузыри»
- Игра «Где мишка?»
Декабрь
- Консультации «Упрямство и капризы. Кризис 3 лет»
- Игровая деятельность «Солнышко».
- Занятие «Зайка»
- Новогодний праздник «Мы идем в гости к Деду Морозу!»
- Мониторинг
После проведения специальной программы, направленной на адаптацию детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО количество детей, готовых к поступлению в ДОО, выросло на 30% (с 20% до 50%). Количество детей, условно готовых к поступлению в ДОО, снизилось на 13% (с 60% до 47%). Количество детей, не готовых к поступлению в ДОО, также снизилось – на 17% (с 20% до 3%). Количество детей, обладающих высоким уровнем адаптации к условиям ДОО, выросло на 27% (с 20% до 47%). Количество детей, обладающих средним уровнем адаптации к условиям ДОО, снизилось на 15% (с 60% до 50%). Количество детей, обладающих низким уровнем адаптации к условиям ДОО, также снизилось – на 17% (с 20% до 3%).
Методы математической статистики, использованные нами для обработки полученных результатов, полностью подтверждают эффективность разработанной и проведенной нами программы «Здравствуй, малыш», направленной на адаптацию детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО с использованием игровых технологий. Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтверждается.
В дальнейшем стоит продолжить изучениие заданной темы, относительно гендерных различий успешной адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы / Е.И. Аверина. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 312 с.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. / Авт. — сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2016. – 314 с.
- Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2015. – №3. – С. 31-35.
- Бахаровская М.Н. Адаптационная группа кратковременного пребывания: образовательная программа / Авт. сост. М.Н. Бахаровская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 80 с.
- Гранюкова, Л. А., Крылова В. В. Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания в ДО / Л.А. Гранюкова // Молодой ученый. – 2016. – №9. 3. – С. 8-10.
|